Привет от пращура. Генетики обнаружили следы неизвестной ДНК у тибетских пищух

Ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН вместе с коллегами из Института зоологии Китайской академии наук изучили в Тибете пищух подрода Ochotona и выяснили по данным их геномов, что один из видов — O. thibetana — в прошлом скрещивался с неизвестным пока видом собратьев.

Пищухи — млекопитающие из отряда зайцеобразных — внешне напоминают крупных хомяков. Подрод Ochotona включает восемь видов высокогорных роющих зверьков, населяющих Тибет и его окрестности. Особенность этой группы — межвидовая гибридизация (скрещивание) всех ее видов. Несколько лет назад китайские ученые в пределах подрода Ochotona на основании генетических данных описали новый вид пищухи — Ochotona qionglaiensis. Но позднее выяснилось, что видовой статус этому зверьку присвоили ошибочно: анализ ядерных генов, проведенный российскими и непальскими учеными в 2019 году, указал на то, что описанная пищуха принадлежит к давно известному виду O. thibetana (обитают в Сино-Тибетских горах).

Оказалось, что ошибочно описанный китайскими учеными новый вид появился в результате древней гибридизации одной из популяций O. thibetana с неизвестным в настоящий момент видом пищух. Именно ДНК этого вида стала причиной ошибки ученых. Как отмечают исследователи, у древнего предка было заимствовано всего несколько генов. Это явление называется «интрогрессия генов» и встречается довольно часто.

Интересно, что среди заимствованных у древнего неизвестного вида генов присутствуют локусы, отвечающие за формирование волос, так как связаны с синтезом кератина. Примечательно, что такие гены обнаружили не только в «гибридной» популяции, но и в соседних с ней на территории большей части Сычуаня. Не зря именно изменчивость окраски шкуры O. thibetana давно привлекала внимание исследователей.

«Пищух подрода Ochotona изучают сейчас и будут изучать дальше, потому что это уникальное эволюционное явление, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории микроэволюции млекопитающих ИПЭЭ РАН, кандидат биологических наук Андрей Лисовский. — Массовая межвидовая гибридизация, в которую в разное время вступали восемь видов зверьков, не заставила пищух потерять свою особенность. Они остались сами собой, а не превратились во что-то среднее, новое между родительскими видами. Как так получилось, пока не очень понятно. Эти пищухи — уникальный эксперимент природы, который нам повезло найти. В наших планах — изучить полные геномы всех видов и узнать, какие гены позаимствовали пищухи друг у друга».

Валерия Маслова