Древний «мамонтовый долгоносик» использовал огромный «хобот» для борьбы за самку

Новый вид древнего долгоносика выявили исследователи Университета штата Орегон. Находке 100 млн лет. За «чудовищный хобот» международный эксперт по использованию форм жизни растений и животных, сохраненных в янтаре Джордж Пойнар-младший назвал самца «мамонтовым долгоносиком».

Возможно, свой длинный хобот долгоносик использовал в качестве оружия в битве с другими самцами за самок.  Заключенный в бирманский янтарь, этот экземпляр представляет новые племя, род и вид. Идентифицированный вид назвали Rhamphophorus legalovii. Rhamphophorus происходит от пары греческих слов, означающих «изогнутый клюв» и «нести», а  legalovii — в честь  российского специалиста по долгоносикам Андрея Легалова. Результаты работы опубликованы в Cretaceous Research.
Существует около 100 000 известных видов долгоносиков — маленьких растительноядных жуков с удлиненными «мордами».
Древний, недавно идентифицированный «мамонтовый долгоносик» использовал огромный «хобот» для борьбы за самцов
Фото предоставлено: Государственный университет Орегона

«Историю древней истории семьи рассказывают виды, обитающие в мезозойских месторождениях янтаря, хотя неизвестен ни один вымерший или сохранившийся вид с такими удлиненными головами, — говорит Пойнар. — Личинки и взрослые особи многих долгоносиков поедают пыльцу развивающихся мужских шишек сосен и других хвойных деревьев».

Недавно идентифицированный род и вид долгоносиков принадлежит к подсемейству Cimberidinae, состоящему из особенно длинноносых особей, физические характеристики которых развиваются как высокоспециализированные инструменты. Из 70 известных видов Cimberidinae многие имеют половой диморфизм — самцы и самки сильно отличаются друг от друга. Таким образом, самка Rhamphophorus, вероятно, имела гораздо более короткий «хобот».

Этот долгоносик, который, скорее всего, жил на земле, а не на деревьях, имеет длину 5,5 миллиметра, из которых почти половина приходится на голову и «хобот».  Янтарь, в котором он хранится, был добыт в долине Хукаунг в Мьянме в 2001 году.

«Удлинненный «нос» долгоносика мог помогать ему захватывать поверхности растений и бороться с врагами  во время боев за самок, — считает Пойнар. Было бы интересно узнать, была ли у самок такая же особенность».

Фото предоставлено: Государственный университет Орегона

Травмы, полученные исследуемой особью, позволяют предположить, что он, возможно, сражался с другим самцом за самку незадолго до того, как упал в смолу и был мумифицирован.

«Rhamphophorus показывает многие особенности, которых нет у ныне живущих и известных вымерших ископаемых долгоносиков, — сказал Пойнар. —  Безусловно, образ жизни  повлиял на эволюционное развитие этого долгоносика, что дает нам захватывающее представление о морфологическом разнообразии долгоносиков среднего мелового периода».

26.07.2021