Обнаружен самый древний и самый длинный текст на баскском языке из известных на сегодня

16.11.2022

В ходе археологических раскопок на горе Ирулеги в Испании был обнаружен «самый ранний из известных текстов на баскском языке», как сообщили ученые.

В Испании археологи обнаружили находку на археологических раскопках Ирулеги в регионе Наварра на севере страны, которая, по их мнению, содержит «самый ранний из известных текстов на баскском языке».

Орнамент, датируемый первой четвертью I века до н.э., обнаружен на бронзовой «руке». Текст состоит из 40 знаков, а сам артефакт имеет длину 14,5 см. Необычный предмет был найден еще в июне 2021 года, но из-за работ по очистке и реставрации результаты анализа текста объявили только теперь.

Когда этот артефакт, которому 2100 лет, был откопан, ученые поначалу считали, что он является частью шлема. Он изготовлен из сплава: 53,19% олова, 40,87% меди и 2,16% свинца.

Рука Ирулеги
Фотография SOCIEDAD DE CIENCIAS ARANZADI

Наряду с бронзовой «рукой»  на Ирулеги были обнаружены этрусская и черная керамика, нумизматические элементы и кости домашних животных.

Первое слово, расшифрованное экспертами, было — «удачи».

«»Рука Ирулеги», несомненно, является первым документом, когда-либо написанным на баскском языке, и это самый длинный известный текст на сегодняшний день», — говорит Хавьер Веласа, член команды, расшифровывающей письмена.

Фото: arkeonews.com