Институт археологии РАН: история Васильевского луга от садов Рюриковичей до Воспитательного дома

2020 года Московская археологическая экспедиция ИА РАН принимает участие в исследованиях, связанных с проектированием, реставрацией и реконструкцией зоны Воспитательного дома – благотворительного учебно-воспитательного учреждения для сирот, которое было построено в 1764 году на участке вдоль Москвы-реки от Китай-города до Яузы. Раскопки принесли новые данные о ранней истории Москвы и доказали, что уже в начале XVI века на этом участке находилась жилая застройка.

«С момента появления Воспитательный дом был одним из крупнейших, хорошо известных ансамблей города. Сведений о развитии этой зоны в Новое время достаточно: есть карты XVIII века и планы-виды XVII-го, есть тексты описей тех же столетий. Но для предшествующих периодов источников мало, и они противоречивы: по одним данным, здесь существовала городская застройка, по другим – свободное пространство. Раскопки 2021 года помогли отгадать эту загадку: теперь мы точно знаем, что дворы на Васильевском лугу появились не позднее начала XVI века», – сказал руководитель Московской экспедиции ИА РАН  Леонид Беляев.

 

Васильевский сад на картах. Слева: фрагмент плана А. Мейерберга «Путешествие в Московию, 1661–1662 гг.; справа: фрагмент плана Москвы «инженер маиора Горихвостова», 1767 г.

В название местности, где строился Воспитательный дом, есть слова «луг» и «сад». Они восходят к «Нижнему саду» эпохи Василия I, когда от Кремля на восток шел Большой посад, в 1535–1538 годах обнесенный стеной Китай-города, а дальше, до самой Яузы, тянулся Васильевский луг. По нему протекали ручьи Сорочка и Рачка, на правом берегу Рачки стояла церковь Андрея Критского «на Васильеве лугу, что на Кулишках» – ее разобрали в 1779 году во время строительства Воспитательного дома. На всех ранних планах Москвы Васильевский луг показан как плотно застроенная посадская территория между стенами Китай-города и Белого города. Но на первых топографических планах Москвы XVIII века плотной застройки нет, а местность обозначена как Васильевской сад. Возможно, это связано с тем, что в 1712 году на восточный край луга перенесли военное производство – Гранатный двор.

Ранее были выдвинуты версия, что на планах XVII века городская застройка была показана условно, то есть ошибочно, и настоящее освоение Васильевского луга началось только с появлением проекта Воспитательного дома. По другой версии, ранняя застройка была смыта наводнениями: Васильевский луг – это обширная низина вдоль Москва-реки, которую затопляло во время половодья.

Слева: расписная по ангобу керамика. Справа: фрагменты чернолощеной посуды

«В этих местах родилась московская археология, сложились общие научные представления об истории ранней Москвы. Институт археологии работал здесь издавна, с 1940-х годов. Археологи, как бурлаки, тянулись вдоль берега, от Заяузья в конце 1940-х годов к Зарядью в 1950-1960-х и в 2010 годах, к участкам Подола в Кремле в 2007 году и позднее. Лежащий за Китай-городом Васильевский луг оставался последней большой зоной между Яузой и Неглинной, не охваченной раскопками. Раньше он не казался перспективным: картография и письменные данные рисовали эту обширную зону как сельскохозяйственные угодья. Однако мощность антропогенных отложений здесь достаточно велика», – отметил Леонид Беляев.

 

Пули времен Отечественной войны 1812 года.

Жетон воспитанника с датой и номером

На участке Васильевского сада эти отложения превосходят местами четыре метра, но из примерно два метра пришлись на советский и постсоветский периоды. Зато ниже обнаружены слои, связанные с XVIII и XIX веками. Активное строительство из кирпича, камня, а затем и бетона оставило мощный след на всей территории. В этих слоях много находок, связанных с бытом воспитанников: аптечная, кухонная и столовая посуда, комплекты обуви, личные бирки-жетоны, которые носили дети. Также найдены артефакты, указывающие на существование при Воспитательном доме косторезного производства – обрезки костей животных, из которых, судя по всему, изготавливались пуговицы.

«Национальная археология России проявляет глубокий интерес к объектам Нового и даже Новейшего времени. В этом контексте такой цельный и богатый информацией памятник, как Воспитательный дом и связанный с ним культурный слой, являются своего рода жемчужиной современной археологии Москвы. Мы приложим все усилия, чтобы изучить не только ранние периоды, которые, безусловно, присутствуют в этом месте, но и быт многочисленных воспитанников и окружающей их городской среды», – отметил Леонид Беляев.

Поливная керамика

Под слоями XVIII века лежат следы деревянной застройки раннего времени: частоколы, дренажи, срубов колодцев, гати; на местах сгоревших жилищ остается обожженная глина от печей. По-видимому, слои монументального строительства на востоке и юге связаны с возведением, а позже – разрушением стены Белого города. Также археологи зафиксировали уровни пожаров с закрывающими их подсыпками, а разные периоды освоения участка разделяют речные наносы.

Белоглиняная гладкая керамика XVI–XVII веков.

Находки раннего времени свидетельствуют, что здесь, действительно, была городская застройка. Об этом свидетельствует керамика первой трети XVI века – типичные московские горшки, которые обжигали в начинавшейся за Яузой Гончарной слободе, начиная с XV века. Из ярких находок XVI века – железная стрела, фрагмент надгробия, товарная пломба от рулона сукна из города Брюгге.

Глиняные игрушки

«Исследования 2021 года помогли прояснить один из вопросов ранней истории Москвы. Археология встала на сторону картографов и писцов XVII века: дворы на Васильевском лугу появились уже в XVI веке, и, хотя застройка не была очень плотной, как в более удобных для постоянной жизни районах, это была часть городского ландшафта Москвы», – сказал Леонид Беляев.

Вверху: пломба от рулона сукна, Брюгге, XVII век. Внизу: стрела, XV–XVI вв.

Пресс-служба Института археологии РАН

Нет комментариев