Я бы в киборги пошел. Перед человеком открылась перспектива стать машиной

Я бы в киборги пошел. Перед человеком открылась перспектива стать машиной

14.03.2020

Перспективы перед человеком открываются необычайные и радужные, убежден директор Центра интеллектуальных робототехнических систем Института проблем управления РАН, профессор РАН Роман МЕЩЕРЯКОВ. Однако картина вырисовывается непривычная: речь идет о создании обладающих супервозможностями киборгах, известных нам лишь по фантастическим фильмам.

По одному из определений киборг (сокращение от кибернетический организм) — биологическое существо, содержащее механические или электронные компоненты. Это машинно-человеческий гибрид. Пройдет лет эдак сколько-то, и, знакомясь, он протянет вам руку: «Здравствуйте, я — киборг».

— Почему возникла необходимость заменить человека киборгом?

— Известно, что наш организм, несмотря на огромные возможности адаптивности и регенерации, довольно хрупкий и имеет массу ограничений, — начинает объяснение Роман Валерьевич. — Например, зрение, обоняние и слух куда менее совершенны, чем у множества животных. И в самые продуктивные годы они не всегда стопроцентно эффективны и с возрастом слабеют. Суставы и кости изнашиваются. Тонус мышц требует ежедневных тренировок, к тому же с годами они усыхают. Связь человек осуществляет в основном либо визуально, либо акустически, либо тактильно и, в принципе, не способен чувствовать многие виды опасности: радиацию или вредные вещества, например. Но с этим отлично справляются соответствующие тестеры и датчики.

А как было бы здорово не только сохранить физические и когнитивные способности, данные при рождении и развитые потом, но и расширить их. Сегодня поиск ученых по увеличению человеческих возможностей (human augmentation) идет по трем основным направлениям: усиление физических ресурсов (augmented action), а также органов чувств (augmented senses) и развитие когнитивных способностей (augmented cognition). Киборг, обещают ученые, не потеряет милых человеческих качеств, например, привязанностей и радостей. Ему доставят удовольствие посещение театров, походы на выставки и концерты… Творческие способности останутся, но воплощать их — скажем, рисовать, писать или сочинять музыку — он будет иначе, чем мы. В общем, ничто человеческое ему чуждо не будет. Не решен пока лишь вопрос его половой принадлежности и репродуктивных функций, сможет ли он размножаться.

— Вы нас убедили: он замечательный, но зачем все-таки нужен?

— Человек за время долгого существования сильно «поизносился». В результате плохой экологии, не всегда качественных продуктов, стрессового напряжения он стал подвержен массе заболеваний. Организм плохо справляется со своими функциями, стал не так вынослив, как хотелось бы, а мозг подчас хуже соображает. Человеку все труднее поспевать за темпами развития и совершенствования техники. В век искусственного интеллекта и сплошной цифровизации медленно, но верно он начинает деградировать. Мы нуждаемся в помощи, и киборги расширят возможности человеческого организма. Они будут делать то же, что и мы, только в 10 раз быстрее и эффективнее. Их способности вырастут неизмеримо, им по плечу будет все, что сегодня человеку кажется невозможным, включая олимпийское золото. И, случись серьезная техногенная авария, киборги заменят нас и быстро, без потерь устранят опасность. Обживать Марс первыми можно послать киборгов, и им даже не придется приспосабливаться к необычным условиям. Еще они помогут специалистам понять, например, как обычный человек ведет себя в нестандартных ситуациях. То, скажем, у него происходит выброс адреналина, и он бросается бежать сломя голову, сметая все на своем пути. То снижается количество серотонина, и, опустив руки, он ничего не может делать, а только слезы лить. Киборги никогда не попадут в подобные ситуации и, надеюсь, подскажут ученым происхождение этих непростых явлений.

Это будет другой человек, соответствующий реалиям нынешнего века. От обычных людей его станут отличать расширенные возможности и связь мозга с компьютером, что сделает его обладателем колоссального количества информации. Фактически строится ходячая электронно-вычислительная машина, но с серым веществом человека. Мозг будет передавать компьютеру бесконечные запросы и поручения — все, что душа пожелает. (Правда, вопрос, найдется ли ей место в человеке-машине, сегодня остается открытым.) Учитывая важность изучения и понимания процессов, необходимость моделирования новых возможностей человека, Российский фонд фундаментальных исследований поддержал нашу заявку. Проект предусматривает разработку базовых технологий синтетических кибербиологических организмов (киборгов) на основе синергии физиологии и кибернетики. Это обеспечивает гибритизацию положительных качеств каждого из элементов эргатической системы и нивелирование их отрицательных потенций (грант
19-29-01156).

— Что от вас требует грант РФФИ?

— Мы должны, например, ответить на вопрос, смогут ли взаимодействовать биологические объекты (киборги) и технические (роботы). Им мало традиционных, присущих человеку средств общения, да и время жалко: зачем тратить его на нудные объяснения. Поэтому мы добавим электромагнитный и вибрационный каналы связи, а также массу интерфейсов, облегчающих контакты, чтобы буквально за секунду можно было перебросить массу информации. Необходимо выстроить взаимоотношения между человеком и группой, состоящей из киборгов и роботов, чтобы в связке они могли эффективно работать. Это лишь первый шаг. Следующий — добиться, чтобы и в отсутствии человека, действуя самостоятельно, киборг мог бы управлять роботами.

— Как вы делаете человека-машину?

— Труд кропотливый и напряженный. Состояние человека несложно определить, скажем, по внешним признакам, раздражен он или доволен. А с киборгом как быть? Поэтому с помощью различных средств мы моделируем поведенческие реакции человека и вносим в память компьютера, чтобы затем передать киборгу. И вновь проблемы. Чтобы быстрее научить мозг киборга, в него вживляют электроды, но через какое-то время они покрываются коллоидным веществом. Взаимодействие нарушается. Как его восстановить? Или такая проблема. Робот не ощущает, как двигаются его руки, а киборг, как и человек, должен осознавать, как работает его искусственный организм. И для начала нам самим надо во всем разобраться, чтобы передать мозгу человека-машины знание, как в определенном случае ему управлять собственными конечностями, учитывая при этом, что механические элементы недолговечны, поэтому трудно создавать надежные и необыкновенно подвижные руки-ноги. Вопросы возникают буквально на каждом шагу, ведь киборг должен освоить все человеческие функции и осознать, сколь велик его потенциал. Захотел — и море переплывет. Первыми со «сказочными» возможностями киборга ознакомятся лица с ограниченными возможностями.

— Но мозг киборга должен быть под стать возложенным на него задачам. А если это серое вещество, скажем, не Илона Маска, а уставшего от жизни человека со скромным набором извилин, сможет ли он ставить рекорды, управлять машинами и роботами?

— На самом деле все обстоит не так уж плохо. Известно, что даже квантовый компьютер, которой сейчас только разрабатывается, не в состоянии прогнозировать быстрее, чем наш мозг. Создавая киборга, мы совершенствуем человека — такова наша главная задача. Энергию ему даст необыкновенно эффективный химико-биологический реактор, питающийся биомассой: листьями, сучьями, ветвями — любой органикой. Все, что можно расщепить, перемолоть и отправить в «топку». А его мозг станут питать витамины и различные химические элементы, правда, их еще нужно создать. Очевидно, что именно он станет тем кибернетическим существом, в которое превратится человек лет через десять.

— Реально сделать человека-машину за такой срок?

— Да. Отсчет времени пошел, и некоторые элементы действующего прототипа уже существуют. И желающие прибегнуть к его помощи — тоже. Я недавно рассказал о киборгах своему товарищу-политику. И он загорелся — хочет стать киборгом, чтобы быть «круче», больше знать и успевать, схватывая знания буквально на лету. Ну, я пообещал, что буду иметь его в виду в качестве подопытной мыши.

Юрий ДРИЗЕ

Интервальное голодание улучшает работу печени
Как распознать легкую форму коронавируса