Выброс СО2. Ученые оценивают, как на него влияет внесение удобрений на пойменных лугах

Ученые Томского государственного университета проводят экспериментальные исследования на карбоновом полигоне Томской области. Их задача – выяснить, какова способность травянистых растений аккумулировать главную составляющую парниковых газов – углерод, сколько углекислого газа эти растения отдают атмосфере, сколько углерода остается в почве, а также как на эти процессы влияет внесение в почву микро- и макроэлементов.

Изучение трансформации климата и поиск решений для нивелирования негативных процессов, таких как выбросы парниковых газов, входит в число приоритетных направлений развития российской науки, – поясняет старший научный сотрудник лаборатории биоразнообразия и экологии Научно-исследовательского института биологии и биофизики ТГУ Лариса Колесниченко. – С этой целью по распоряжению президента России в стране создана сеть карбоновых полигонов. В нашем регионе одной из площадок такого полигона является пойма Оби – вторая по величине затапливаемая территория в мире. Именно это место было выбрано для проведения экспериментов по оценке секвестрационного потенциала лугов.

С помощью специальных камер отечественного производства (ИП С.А. Кураков), приобретенных по программе карбоновых полигонов, круглосуточно замеряются потоки парниковых газов, выделяемые почвами под луговыми растениями на сенокосах и их естественных аналогах. При этом проводится сравнительный анализ участков, на которые вносились удобрения, и без удобрений. Помимо измерений потоков СО2 исследуются подземная и надземная биомасса, свойства почв, микробиота. При помощи оборудования Cибирского ботанического сада ТГУ оцениваются содержание хлорофилла в листьях растений, транспирация и различные вегетационные индексы.

Измерения будут проводиться в течение года, – говорит Лариса Колесниченко. – Потом мы сопоставим результаты с моделью DNDC-agro, широко используемой в мире для оценки углеродного и азотного обмена в почвах. Это позволит оценить адекватность модели и узнать, как внесение удобрений влияет на выброс СО2 и его аккумуляцию в почвах в условиях сибирской поймы.

Как отмечают исследователи, выбросы парниковых газов очень изменчивы во времени и пространстве, поэтому исследования носят не разовый характер, а включают выполнение мониторинговых измерений во временной и пространственной динамике.

Параллельно исследованиям в пойме Оби ученые заложили подобный эксперимент и на территории Ботанического сада ТГУ, где объектом исследования является представитель семейства злаковых – мятлик луговой, одно из самых ценных пастбищных растений с хорошо развитой корневой системой. Предполагается, что исследуемые агротехнологии будут способствовать развитию корней злака и тем самым увеличивать секвестрацию углерода в почвах.

Разработка биологических и химических секвестрационных технологий входит в число ключевых задач федерального проекта «Карбоновый полигон». Добавим, что тестирование растений ученые ТГУ также проводили на карбоновой ферме, расположенной на территории научной станции ТГУ «Кайбасово», и на территории вузовского Ботанического сада. Серия экспериментов ставится при поддержке гранта РНФ (идентификатор № 23-16-00218).

Фото предоставлены учеными ТГУ