Ученые нашли новый способ управления светом. Квадриллионные импульсы изменят оптику

Ученые предложили использовать сверхкороткие световые импульсы — длительностью квадриллионные доли секунды — для управления оптическими свойствами материалов. Эти импульсы создают периодические возмущения, превращая среду в систему зеркал, которая бесконечно перенаправляет свет. Исследование, поддержанное грантами Российского научного фонда (РНФ), опубликовано в журнале Optics Letters.

Материалы с управляемыми оптическими свойствами (способностью поглощать, преломлять и отражать свет) становятся все более востребованными. На их основе создаются датчики освещения, фотонные микросхемы, оптические переключатели, микрорезонаторы и другие приборы, необходимые в оптоволоконных линиях связи для передачи информации на большие расстояния. Оптические переключатели, работающие в режимах «включен» и «выключен», позволяют передавать или останавливать свет по каналу. Физики ищут способы быстро менять оптические свойства материалов за миллиардные доли секунды и быстрее.

Исследователи из Санкт-Петербургского государственного университета предложили использовать сверхкороткие оптические импульсы длительностью квадриллионные доли (или 10^-15) секунды для управления свойствами различных сред.

Пространственно-временная динамика разности населенностей среды под действием предельно коротких импульсов Источник

Авторы математически смоделировали прохождение таких импульсов через оптически однородную среду. По предложенному подходу, два импульса подаются одновременно навстречу друг другу, создавая в среде возмущения. Это приводит к изменению населенности квантовых уровней атомов, распределяя электроны в их оболочках. Атомы с измененными уровнями населенности чередуются, подобно волнам на воде, изменяя способность среды пропускать и преломлять свет. В результате формируются полосы с разным преломлением, образующие параллельные «зеркала». На этих зеркалах свет может «останавливаться».

Предложенный метод позволяет быстро изменять состояние среды, превращая ее в «зеркало» и изменяя ее оптические свойства. Это происходит за счет крайне короткой длительности импульсов.

«Предлагаемый подход может использоваться при создании микрорезонаторов — устройств для управления светом на микроскопическом уровне, которые востребованы во многих оптоэлектронных устройствах. За счет малой длительности световых импульсов управлять микрорезонатором, работающим по такому принципу, можно будет максимально быстро».

— Ростислав Архипов, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник физического факультета СПбГУ

Таким образом, исследователи предлагают новый способ управления оптическими свойствами материалов, который может быть использован в различных оптоэлектронных устройствах, таких как лазеры, сенсоры и фотопоглотители. В перспективе, детальное изучение динамики микрорезонаторов под действием предельно коротких световых импульсов откроет новые возможности для развития технологий.