Ученые изобрели электронный нос. Новая система для оценки микробов в молоке

Ученые создали датчик, который способен улавливать летучие соединения в молоке, подобно человеческому носу. Этот инструмент, поддержанный грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), с точностью 83% оценивает наличие и количество бактерий в молоке. Результаты исследования опубликованы в журнале Sensors.

Качество молока во многом зависит от содержания микроорганизмов, особенно патогенных, таких как сальмонеллы, стафилококки и листерии, которые могут вызвать серьезные заболевания. Традиционные методы микробиологического анализа трудоемки и занимают несколько дней. Поэтому ученые стремятся создать экспресс-системы для быстрого выявления опасных микроорганизмов в молоке.

Исследователи из Воронежского государственного университета инженерных технологий адаптировали пьезоэлектрический резонатор для оценки качества коровьего молока. Они нанесли на его рабочий элемент композитные пленки, чувствительные к летучим соединениям, образующимся благодаря жизнедеятельности микроорганизмов. По составу и количеству этих соединений можно определить, какие бактерии присутствуют в молоке и насколько их много.

Результаты микробиологических испытаний образцов сырого молока. Источник: Анастасия Шуба

«Летучие соединения, образующиеся в молоке при наличии микроорганизмов, можно условно разделить на две группы: универсальные — те, что выделяются всеми видами бактерий, но в разных количествах, — и относительно специфичные для некоторых микроорганизмов,»

— Анастасия Шуба, кандидат химических наук, доцент кафедры физической и аналитической химии Воронежского государственного университета инженерных технологий.

Сначала ученые обучили сенсоры распознавать различные летучие вещества в определенных концентрациях, а затем сопоставлять их с соответствующими количествами микроорганизмов в молоке. Этот процесс позволил устройствам «понять», какое сочетание данных соответствует тому или иному числу бактерий в образце.

Авторы протестировали восемь сенсоров на 14 образцах сырого коровьего молока из пяти разных фермерских хозяйств. Молоко выдерживали в герметичной емкости при комнатной температуре, после чего анализировали газовую фазу над молоком с помощью сенсоров. Ни в одной пробе патогенные бактерии не обнаружились, а общее число микроорганизмов варьировалось, что позволило разделить образцы на разные категории качества.

Сравнение результатов сенсоров с традиционным микробиологическим методом показало, что точность новой системы составляет 83%. Предел определения кишечной палочки составил 100 бактерий на миллилитр молока, что соответствует нормам для готовой молочной продукции.

«Предложенный инструмент может помочь сократить время, необходимое для анализа микробиологических показателей сырого молока,»

Исследователи планируют продолжить работу над улучшением точности сенсоров и изучением выделения летучих соединений различными патогенными бактериями, что поможет еще более эффективно защищать качество молочной продукции и здоровье потребителей.