Технология для подводной связи. Российская разработка опередила немецких конкурентов

Ученые Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета имени Ж. И. Алферова разработали технологию создания компонентов для первой в России подводной оптической системы связи на основе зеленых светодиодов. Об этом сообщили в Центре компетенций НТИ «Фотоника».

Системы подводной оптической связи являются перспективным направлением для навигации, предоставляя высокоскоростной канал связи в водной среде. По сравнению с гидроакустическими и электромагнитными системами, оптическая связь обладает преимуществами, такими как высокая скорость передачи информации (свыше Мбит/с), скрытность, мобильность и возможность общения с несколькими устройствами под водой одновременно. Зеленый свет, имеющий минимальное поглощение в воде, идеально подходит для этих целей и может дополнить уже существующие системы, например, в акватории Северного морского пути.

«Зеленый свет имеет минимальное поглощение в воде и подходит для этих целей. Такой тип связи расширит возможности и дополнит уже существующие, например, в акватории Северного морского пути.»

• Константин Котляр, научный сотрудник СПбАУ РАН им. Ж.И. Алферова

Ученые из Алферовского университета разработали прототип светоизлучающего устройства зеленого цвета на основе кристаллов, выращиваемых в форме нанонитей или нитевидных нанокристаллов. Эта технология позволяет создавать источники одиночных фотонов, что открывает новые горизонты для интеграции оптических фотонных элементов с кремниевой технологией, значительно повышая эффективность и функциональность светоизлучающих устройств.

«Благодаря использованию нитевидных кристаллов, возможно создавать и источники одиночных фотонов, что открывает новые горизонты для интеграции оптических фотонных элементов с кремниевой технологией.»

• Владислав Гридчин, научный сотрудник Алферовского университета

Подводные волоконно-оптические системы передают данные в виде зашифрованных сигналов при помощи фотонов и обеспечивают передачу более 95% всей информации в мире. Инфраструктура этих систем развивается благодаря их высокой пропускной способности по сравнению со спутниковой связью.

На мировом рынке подобными исследованиями занимается только одна компания из Германии. Российская разработка, благодаря улучшенным характеристикам зеленых светодиодов, имеет все возможности занять лидирующую позицию в этой нише.