Оптимизация нефтедобычи с помощью новых методов. Прогнозирование гидратов в скважинах

Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали уникальную методику прогнозирования образования гидратов в нефтяных скважинах, что позволит значительно улучшить процессы добычи нефти.

Гидраты — соединения воды с углеводородами, образующиеся в нефтяных скважинах, могут привести к серьезным проблемам, таким как закупорка оборудования и остановка добычи. Эти процессы негативно влияют на экономическую эффективность разработки месторождений. В пресс-службе ПНИПУ сообщили, что новая методика прогнозирования, разработанная учеными университета, поможет предотвратить эти проблемы.

Исследователи ПНИПУ создали способ прогнозирования интервалов гидратообразования в условиях работы электроцентробежных насосов. Тестирование методики на нескольких скважинах показало высокую точность результатов — около 90%. В ходе анализа работы скважин одного из месторождений было установлено, что каждая третья скважина подвержена гидратообразованию из-за специфических физико-химических и термобарических условий.

Для прогнозирования интервалов отложения гидратов ученые определили ключевые параметры: температуру и давление в различных точках скважины. Также они учли состав попутного нефтяного газа и пластовой воды. Результаты позволили построить кривые зависимости давления от температуры, что дало возможность установить условия начала гидратообразования. Таким образом, методика помогла спрогнозировать глубину отложений на 22 скважинах.

«Мы выявили параметры, влияющие на интенсивность гидратообразования: высокий газовый фактор, давление на приеме насосов ниже давления насыщения и высокая обводненность нефти.»

• Александр Лекомцев, доцент кафедры нефтегазовых технологий ПНИПУ

Лекомцев также отметил, что наличие углеводородов в попутном газе, низкая концентрация азота и малая минерализация пластовых вод усиливают гидратообразование.

Применение новой методики позволит своевременно принимать меры для оптимизации технологического процесса добычи нефти. Это обеспечит более эффективную эксплуатацию скважин и снизит риски, связанные с гидратообразованием. Ученые ПНИПУ надеются, что их разработка найдет широкое применение в нефтяной промышленности, улучшив экономические показатели и технологическую стабильность месторождений.