Не имеет аналогов. Уникальный механизм для транспортировки грузов в непроходимой местности создали ученые

Не имеет аналогов. Уникальный механизм для транспортировки грузов в непроходимой местности создали ученые

Модель канатной транспортной системы для перевозки тяжелых
грузов в труднодоступной среде была сдана в июне 2024 года на базе
Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ).

Технические возможности разработки не имеют мировых аналогов.
Она предназначается для работы в разных местностях и может быть
одинаково эффективна в городской, горной среде и в тайге. Модульная
система позволяет подбирать необходимые элементы для каждого
конкретного участка рельефа. Посредством рельсового модуля,
держащегося за канат, может осуществляться перевозка грузов, например,
при разборе завалов в результате чрезвычайных ситуаций в городе, или
через водные преграды с помощью лодок в природной среде.

Идея такой модели возникла в рамках поиска экологичных решений по
транспортировке грузов для лесной промышленности, в частности для
организации вывоза древесины с лесозаготовительных участков,
расположенных на сопках, склонах в глухой тайге.

Созданием макета занимались студент 2 курса политехнического
института (ПОЛИТЕХ) ТОГУ Леонид Валейко, магистрант 1 курса
ПОЛИТЕХа Леонид Козырев и лаборант центра промышленного дизайна
ТОГУ Иван Паньшин. Модель была спроектирована на базе центра
промышленного дизайна ТОГУ по поручению директора ПОЛИТЕХа
ТОГУ доктора технических наук, доцента Александра Абузова.

«В теории наша транспортная система может помочь доставить некий груз из
пункта А в пункт Б без лишней вырубки леса, например, можно натянуть
канат, по которому запускается каретка с модулем для вывоза грузов из
непроходимой тайги, но не вырубать для тех же целей большие площади
под дороги, составы и всё остальное», — пояснил назначение устройства
Иван Паньшин.

Уникальность разработки студентов ТОГУ прежде всего
заключается в наличии сменных модулей, тогда как у аналогичных
вспомогательных приспособлений модульная структура отсутствует. При
этом модули, создаваемые в ТОГУ, могут быть сконструированы под
любые задачи и условия использования. Разработка способна на канатной
дороге перевозить груз на несколько километров с грузоподъемностью до
50 тонн. Механизм адаптации модуля простой, пользователю нужно будет
выбрать и заменить на наиболее подходящие траверсы (поперечная балка,
перекладина для крепления чего-либо. — Авт.) и крюк.

Созданный в лаборатории автоматизации, мехатроники и мобильной
робототехники прототип является эскизным, на нём сейчас и
прорабатывается модульная система.

«Мы с Леонидом [Козыревым] занимались идейной концепцией,
придумывали, что добавить в механизм, какая должна быть конструкция,
затем приступили к 3D-печати и механической доработке уже готового
макета»,
— рассказал Иван Паньшин.

По словам разработчиков, это первый прототип серии устройств с
передвижными модулями, следующей по плану будет техническая
проработка макета конструкции с приводами, способного съезжать с
высоты на электроприводе.

Проект реализуется в рамках стратегического проекта № 1 «Амур —
интеграционный полюс роста научно-технологического развития
Хабаровского края» программы стратегического развития ТОГУ
«Приоритет-2030».

Кирилл Чернявский, ИСПТиК
Фото автора

Имеем право и обязаны. Миссия Санкт-Петербургского университета глазами ректора-юриста
Высокие энергии. Как обнинские ученые развивают мирные атомные технологии