Маркировка драгоценностей лазером. ИТМО разработал новый метод

Ученые предложили новый метод создания оптически неоднородных материалов для маркировки драгоценностей, таких как украшения и предметы искусства. Технология использует лазерное нанесение рисунка на наночастицы серебра, что делает их практически невозможными для подделки.

Для защиты уникальных и ценных предметов, таких как произведения искусства и украшения, предлагается использовать наноразмерные метки, которые создаются с использованием анизотропных материалов. Эти материалы обладают свойством по-разному поглощать свет в различных частях, что делает их аналогичными цветным рисункам, но практически незаметными и абсолютно уникальными.

Ученые из Университета ИТМО (Санкт-Петербург) разработали простой и доступный способ синтеза оптически неоднородных материалов на основе наночастиц серебра. Их метод позволяет легко масштабировать процесс и применять его для маркировки различных твердых объектов.

Осаждение пленки из наночастиц серебра (а), облучение материала
лазером (b), оценка оптических свойств слоя

«Серебряные поверхности с неоднородными оптическими свойствами можно создавать с помощью химического синтеза и литографических методов, но они требуют дорогостоящего оборудования. Мы разработали дешевый способ создания таких поверхностей с помощью поляризованного лазерного излучения».

• Игорь Гладских, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Международного научно-образовательного центра физики наноструктур Университета ИТМО
Схема считывания метки в поляризованном свете (а). Нанесенный на
анизотропную пластинку с помощью лазера логотип Университета ИТМО в
поляризованном свете под разными углами ориентации.

Сначала ученые напылили наночастицы серебра на стеклянную подложку, создавая тонкую пленку толщиной всего 5 нанометров. Затем, с помощью поляризованного лазера, они внесли в пленку неоднородности, создавая уникальный рисунок. Лазер возбуждал пары наночастиц серебра, которые нагревались и изменяли свою форму, что в свою очередь изменяло их оптические свойства.

«При обычном освещении метка выглядит как обычный рисунок, но при поляризованном свете, благодаря изменениям оптических свойств наночастиц, разные части рисунка меняют цвет уникальным образом, что делает его практически невозможным для повторения».

Ученые планируют протестировать технологию на наночастицах серебра, выращенных в стекле, чтобы маркировать стеклянные изделия без дополнительного слоя серебра на их поверхности. Такой подход может значительно повысить защиту от подделок и упростить процесс идентификации подлинных изделий.