Лазерная

Лазерная проковка в авиации. Как физики повышают прочность деталей самолетов.

Физики из Челябинского государственного университета и Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН провели успешный эксперимент по повышению прочности металлических деталей самолетов с помощью лазерной ударной проковки. Этот метод может значительно увеличить срок службы деталей, что особенно важно для аэрокосмической отрасли.

Лазерная ударная проковка — это процесс обработки металлов ультракороткими импульсами лазера, который усиливает прочность обрабатываемых деталей, таких как лопатки турбин реактивных двигателей. Этот метод может существенно увеличить их устойчивость к механическим и температурным воздействиям, с которыми детали сталкиваются в условиях эксплуатации.

«В аэрокосмической отрасли крайне важным является уровень прочности металлических деталей... Наша группа ученых успешно рассчитала и провела эксперименты по технологии лазерной ударной проковки».

Ксения Манухина, младший научный сотрудник ПФИЦ УрО РАН

Во время эксперимента ученые наносили лазерные удары по металлическим пластинам, предварительно покрытым водой для повышения эффективности обработки. В результате воздействия лазера в кристаллической решетке металла возникают остаточные напряжения, которые усиливают прочность материала. Это позволяет деталям лучше выдерживать нагрузки в процессе эксплуатации.

«В процессе удара в материале происходит деформация кристаллической решетки, она пытается вернуться в исходное положение... За счет этих противонаправленных действий в металле задерживаются остаточные напряжения».

Ксения Манухина, младший научный сотрудник ПФИЦ УрО РАН

Исследование является важным шагом для повышения надежности металлических деталей в аэрокосмической отрасли. Челябинский государственный университет, активно участвующий в национальном проекте «Наука и университеты», продолжает развивать свои научные школы и сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными научными центрами.

Туристы в открытом космосе. Как частные миссии меняют будущее космонавтики