Из отходов — в суперфуд. Белгородские ученые создали белок изо льна

Перспективную технологию разработали белгородские ученые. Специалисты кафедры промышленной экологии Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова получили два патента (RU2821584C1 и RU2821585C1) на способ получения растительного белка из жмыха льна.

Жмых – сырье, образующееся после отжима масла из масличных культур, обезжиренная растительная масса со значительной массовой долей белка. Обычно используется для кормления скота. Но в нынешней продовольственной ситуации, когда нехватка белка в питании людей на планете становится все более заметной, жмых может послужить ценным его источником.

Белгородский коллектив ранее работал над получением кормового белка и жиров из личинок насекомых – непривычного для многих продукта питания, тем не менее стремительно набирающего популярность в мире. Позже в поиске новых решений для расширения сырьевой базы ученые начали эксперименты и с растительным сырьем. Партнером группы стала донецкая компания «Ююба», производящая масла, жиры, жмых и муку из масличных культур. Впоследствии к работе подключились специалисты Института физико-органической химии Национальной академии наук Белоруссии.

Почему именно лен? Протеин льняного жмыха известен высокой усваиваемостью, хорошим  аминокислотным и витаминным составом (в 100 г содержится половина суточной потребности в тиамине и
фолиевой кислоте). Россия — одна из лидеров в производстве льняного масла (в 2023 г. вышли на 50 тыс. тонн в год, делим мировое лидерство с Казахстаном). К тому же лен (как долгунец, так и масличный) неприхотлив — это хорошее решение для бедных почв, где не приживается пшеница.

И вот сейчас разработана белгородская технология, позволяющая не просто извлекать белок из льняного
жмыха, но делать это максимально эффективно, обеспечивая высокое содержание микроэлементов и сокращая время обработки. Вот как выглядят ключевые этапы процесса.

• Сырье измельчают, удаляют из него небелковые слизистые компоненты и промывают.
  • Белок экстрагируют (выделяют из общей смеси) кислым раствором в щелочной среде.
  • Получившийся продукт обрабатывают ультразвуком.
  • Белок осаждают из экстракта, отделяют, промывают и сушат.

Важно, что в ходе производственного процесса не производится нагрев, который разрушает многие ценные пищевые компоненты. Кроме того, метод отличается сокращенным энергопотреблением и очень высоким выходом белка – 60-70% от его общего содержания в продукте.

Мы создаем конкурентоспособный продукт, который сможет заменить импортные аналоги и удовлетворить растущий спрос на растительный белок как в России, так и за рубежом.

• Евгений Пендюрин, руководитель проекта, кандидат технических наук, доцент

Сегодня отечественный рынок растительного белка сильно зависит от импорта, что само по себе
удивительно, ведь у нас больше всего пахотных земель в мире. Тем не менее в стране до сих пор
нет масштабного производства белка, клетчатки и других пищевых компонентов из льняного
жмыха. Хотя в целом тенденция замены животного белка на растительный вплоть до изготовления
«растительного мяса» несомненна, и это один из путей решения глобальной продовольственной
проблемы.

Но белгородская разработка актуальна как для пищевой промышленности, так и для сельского хозяйства (улучшенные корма для животных), для фармацевтики (создание лекарственных и косметологических препаратов), для производства биоразлагаемых материалов.

Следующий этап – запуск опытно-промышленной производственной линии по получению ценных
компонентов из жмыха льна. Ожидаемая производительность линии – 200 кг белка (полисахаридного комплекса) и 2000 кг белковой муки в сутки. При этом уже разработаны способы переработки и утилизации отходов нового предприятия.

«Наша разработка имеет значимую ценность для региона — позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции, сделать  производство более экологичным и устойчивым. Мы видим большой потенциал для развития сельского хозяйства, пищевой промышленности и других отраслей, связанных с переработкой льна.

• Евгений Пендюрин