Для GARAGE FEST. Тольяттинские студенты разработали новые автомобили
Два новых болида спроектировала и собрала студенческая
инженерно-спортивная команда Тольяттинского госуниверситета
Togliatti Racing Team (TRT ТГУ). Их готовятся выставить на
международных соревнованиях «Формула Студент» 27-28 июля
на автодроме «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге.
Состязания состоятся в рамках GARAGE FEST – фестиваля, который
объединяет музыку и автомобильный спорт. Участники проекта «Формула
Студент» выставляют две категории автомобилей – с ДВС и электрической
силовой установкой. В предстоящих соревнованиях молодых инженеров примут
участие 25 команд вузов из России, Казахстана, Индии, Кыргызстана и Турции.
Согласно регламенту, каждый год команда-участник должна
разрабатывать и собирать новые машины. Это даёт возможность
молодым инженерам искать и применять в работе свежие технические
решения, направленные на повышение надёжности и эффективности
болида. Поэтому каждый новый болид, как правило, кардинально
отличается от своего предшественника.
Сейчас в центре машиностроения ТГУ завершают подготовку к
соревнованиям двух новых машин – электрический (Electro Black
Scorpion) и с бензиновым двигателем (Pink Scorpion G5).
– В электрическом болиде мы применяем ту же самую силовую
установку, что и в прошлом году, но с существенной модернизацией
системы управления. У нас совершенно новый интерфейс пилота, он
более энергоэффективный и надёжный, – рассказал заведующий
кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» института
машиностроения ТГУ Александр Бобровский. – Главное отличие рамы
– передняя часть находится практически на 30 мм ниже – это для того,
чтобы проходить по регламенту. Впервые мы используем
аэродинамический обвес – это должно дать преимущество в динамике, а
также дополнительные баллы в дисциплине по защите конструкции
Design report.
Впервые в истории команды инженеры Togliatti Racing Team
применили на своём электрокаре диффузор днища – так называемое
аэродно, монолитный элемент исполнения, обеспечивающий
дополнительную прижимную силу автомобиля. Уже прошли первые
испытания, на которых новый электрический «скорпион» показал себя
как динамичный и довольно манёвренный автомобиль.
– Что касается бензинового болида Pink Scorpion G5, то здесь основное
отличие от машины прошлого года – это подвеска. Мы её
перекомпоновали, поэтому рама стала длиннее и чуть тяжелее, а её
передняя часть находится теперь существенно ниже. Кроме того,
впервые на наших машинах мы решили использовать малообъёмный
двигатель. Это двигатель от мотоцикла КТМ с рабочим объёмом 370
кубических сантиметров. Помимо чисто финансовой выгоды, тому есть
несколько причин. Этот мотор более ресурсный, в ходе работы
демонстрирует меньшие вибрации, что повышает надёжность всего узла,
– подчеркнул Александр Бобровский.
Он также отметил, что в этом году существенную помощь команде TRT
ТГУ оказали спонсоры, в числе которых Правительство Самарской
области.
– Благодаря этому мы смогли из очень дорогого авиационного
алюминия изготовить плиты крепления двигателя и передние
алюминиевые кулаки. Всё это снизило вес автомобиля и повысило его
управляемость, – отметил Александр Бобровский. – Общая стоимость
выполненных работ составила примерно четыреста тысяч рублей, и это
очень здорово. Мы учимся на своих ошибках и рассчитываем, что наши
новые машины будут такими же надежными, как и все предыдущие,
созданные за последние пятнадцать лет.
Помимо технических характеристик студенты работают и над
эстетикой создаваемых болидов. В этом году одну из машин было
решено выполнить в розовом цвете.
– Ребята-инженеры обычно о таких вещах не особо задумываются, им
и без того работы хватает, и тут на помощь приходит женский взгляд,
– говорит автор идеи Екатерина Чижаткина, тим-лидер Togliatti Racing
Team. – Все наши машины проектируются в соответствии с регламентом,
и внешне, особенно для обывателя, который в инженерной части не
сильно разбирается, выглядят похожими друг на друга. Поэтому мы
стараемся каждый год придумать что-то новое в оформлении – новая
надпись на заднем крыле, новый цвет рамы и обвеса и т.д. В этом году,
выбирая цвет, решили пойти на своего рода эксперимент. Но, как мне
кажется, получилось удачно за счёт контраста: брутальный и
динамичный гоночный автомобиль в нежно-розовом цвете.
Команда Togliatti Racing Team – шестикратный победитель «Формула Студент
Россия», единственная среди команд всех вузов страны. Она входит в
престижный топ-200 мирового рейтинга Formula Student с лучшими
результатами среди российских команд. Разработка новых болидов ведётся в
передовой инженерной школе (ПИШ) «ГибридТех» ТГУ, созданной в рамках
федерального проекта Минобрнауки РФ «Передовые инженерные школы». Он
нацелен на подготовку высококвалифицированных инженеров нового
поколения, способных обеспечить стране технологический суверенитет.
Фото: ТГУ