Когда добыча полезных ископаемых вынудила шведский городок Кируну переехать, городские планировщики воспользовались возможностью и модернизировали город. Однако, согласно исследованию Гётеборгского университета, большая площадь, улицы и высокие здания, расположенные в низине, уже стали вызывать недовольство жителей «новым» городом. В Кируне стало холоднее. Об этом говорится в исследовании "Кируна: арктический город, забывший о зиме", опубликованном в журнале "Городской дизайн".
Перенос Кируны, вызванный горнодобывающей деятельностью, стал для градостроителей стимулом к модернизации. Однако исследование Университета Гётеборга выявило, что обширные пространства, улицы и высотные здания, расположенные в низине, вызвали разочарование жителей в "новом" городе. Ощутимо понизилась температура.
При проектировании городов в арктическом климате крайне важно учитывать расположение зданий и улиц в зонах с максимальной солнечной экспозицией и защитой от сильных ветров. Создается впечатление, что при планировании обновленной Кируны эти важные факторы отошли на второй план.
«При планировании города лица, принимающие решения, не оптимизировали его с учетом городского климата, — говорит Дженни Шёхольм, специалист по архитектурному наследию из Гётеборгского университета, которая следила за работой по переносу города в течение 25 лет. — Но было известно, что условия будут хуже, чем когда градостроитель Пер Улоф Халльман составлял план Кируны в 1900 году».
Халльман выбрал для Кируны оптимальное, с точки зрения климата, место на южном склоне, рядом с шахтами, с выгодным расположением и микроклиматом. Улицы огибали рельеф, предотвращая образование ветряных коридоров и открывая прекрасные виды. Вместо большой площади или парка Халльман спроектировал небольшие зеленые зоны на перекрестках.
В XX веке с продвижением горнодобывающих предприятий ближе к южному склону возникла необходимость в переносе Кируны. После рассмотрения различных вариантов был выбран район, расположенный вблизи существующей инфраструктуры. Однако этот район находится в низине, где, особенно зимой, скапливается холодный воздух. Зимние температуры в новом городе могут быть на 10 градусов ниже, чем в прежнем месте. Новая сетка улиц и высокие здания в центре создают ситуацию, когда солнце с трудом достигает земли на протяжении многих месяцев.
«Хотя городские планировщики и добавили ценность в виде коммерческого центра с тремя торговыми центрами, площади и новой ратуши, они также создали «чертову аэродинамическую трубу», как выразился один из жителей по поводу площади, выходящей на торговую улицу», — говорит Дженни Шёхольм.
В исследовании Шёхольм подчеркивает, что Кируна позиционирует себя как зимний город с широкими возможностями для активного отдыха в течение долгих снежных зим. Тем не менее, сам город стал менее комфортным местом для пребывания в зимнее время.
Знания об особенностях архитектуры и градостроительства в условиях арктического климата существуют давно. В послевоенные годы архитектор Ральф Эрскин проектировал новые жилые районы в Кируне. Он использовал высотные здания для защиты дворов зданий меньшей этажности, закруглял углы зданий для предотвращения эффекта аэродинамической трубы и использовал снег в качестве утеплителя на крышах.
«Лица, принимающие решения, теперь отдают приоритет другим вещам, а не полноценной защите микроклимата в новой Кируне. Но это отчасти связано с невежеством: в северной части некоторых районов нового города уже построены детские площадки и балконы. Новая Кируна еще не достроена, и это можно компенсировать в какой-то степени посадкой деревьев и установкой уличной мебели», — отмечает Дженни Шёхольм.
Изображение: при переносе города городской совет стремился повысить привлекательность Кируны для жизни. В частности, это включало создание городского центра с плотной застройкой улиц и большой площадью, которых раньше не было. Это привело к ухудшению состояния окружающей среды в городе. Источник: Муниципалитет Кируны


