Аддитивные технологии в авиастроении. Ростех внедряет инновации
В Научно-исследовательском институте технологии и организации производства двигателей (НИИД) Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) создан уникальный цех с отечественным оборудованием для 3D-печати. Новейшие станки позволят изготавливать детали до нескольких метров в диаметре и весом до полутонны, в том числе для перспективного авиационного двигателя ПД-35.
В новом цехе установлено высокотехнологичное оборудование для совершенствования технологии трехмерной печати деталей авиационных двигателей. Габариты «выращиваемых» изделий могут достигать двух метров в диаметре и одного метра в высоту.
«Аддитивные технологии стали неотъемлемой частью производства деталей авиационных двигателей. ОДК более 10 лет использует 3D-печать, и важную роль в совершенствовании технологий играет НИИД»
– Михаил Бакрадзе, заместитель генерального директора ОДК.
Новые установки значительно превосходят стандартное оборудование 3D-печати по многим параметрам. Их использование позволяет производить детали не только внушительных размеров, но и значительной массы – до 400 кг. Роботизированная установка ИЛИСТ-XL применяется для производства деталей из жаропрочных никелевых и титановых сплавов по технологии прямого лазерного выращивания. Это оборудование разработано Институтом лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
«Мы не только производим оборудование – установки прямого лазерного выращивания, но и обучаем персонал корпорации на них работать»
– Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ.
Для изготовления крупногабаритных заготовок используется гибридный комплекс с лазерной установкой и пятикоординатным фрезерным станком. Помимо этого, НИИД оснащен установками для изготовления и ремонта малых деталей газотурбинных двигателей с помощью технологии лазерной порошковой наплавки. Новые 3D-принтеры предназначены для изготовления пластиковых и композиционных деталей до 40 см в высоту.
Кроме оборудования для 3D-печати, НИИД оснащен установкой инерционной сварки трением ПСТИ-400, которая соединяет детали из жаропрочных материалов, снижая вес конструкции и улучшая прочностные характеристики.
НИИД ОДК ведет работу по формированию научно-технологической базы для разработки перспективных газотурбинных двигателей. Одной из задач института является разработка нормативно-технологической базы для последующего применения новых технологий на предприятиях ОДК.
При взаимодействии с Инженерным центром и научно-исследовательскими организациями проводится разработка и внедрение критических и базовых технологий для изготовления деталей двигателей для гражданской авиации, таких как двигатель ПД-35.