Инженеры ГСК «Реформа» с сотрудниками кафедры промышленного, гражданского строительства и экспертизы недвижимости УрФУ реализовали пилотный проект — подводную часть опор моста в реке Витим для демонтажа моста. Цель — обустроить усиленные площадки и работу тяжелой гусеничной техники на замерзшей реке. Ранее технология применялась только в судоремонте и для строительной отрасли является инновацией.
«Для России возможность более быстрого освоения регионов Сибири является стратегически важной задачей. Выморозка воды оказалась единственным возможным способом ускорить строительные работы в непростых и изменяющихся климатических реалиях. Взаимодействие между учеными и практиками всегда приносит результат. Рады, что бизнес готов к технологическим прорывам, дорабатывая технологию во время практических испытаний».
- Никита Фомин, директор института строительства и архитектуры УрФУ
Применение метода выморозки стало ключевым фактором, благодаря которому впервые удалось создавать на непромерзающих реках усиленные площадки для работы техники на льду. Инновация позволит реализовывать проекты по благоустройству территорий в арктической и субарктической местности. Демонтаж опор недостроенного моста на реке Витим стал первым объектом, на котором усиленная площадка для экскаватора была создана именно таким путем.
Каждый проект не похож на предыдущий и ставит перед нами новые задачи и вызовы, требующие нестандартных и технологичных решений. Мы рассматриваем выморозку как эффективный инструмент не только для демонтажа, но и для реконструкций речных пирсов, находящихся в районах со среднемесячной зимней температурой −24 °С до −40 °С. Инновации позволяют отрасли двигаться вперед, а нашей группе компаний браться за задачи, которые еще несколько лет назад казались всем невыполнимыми. Сотрудничество с научным сообществом в этой связи видится эффективным, и мы рады установлению доверительных отношений с ключевыми вузами России.
- Григорий Фрич, президент группы строительных компаний «Реформа»
Суть технологии вымораживания заключается в том, что после того, как на реке встал лед, верхний его слой периодически удаляется. Когда вода под вырезанными фрагментами вновь замерзает, снимается следующий. И так до тех пор, пока не будет достигнуто дно. А затем полученная полость заливается водой, которая постепенно замерзает и в результате опоры моста оказываются в крепком ледяном плену: они окружены льдом от дна до поверхности. Глубина реки около опор доходит до четырех метров. Таким же способом вымораживания были подготовлены подъездные пути по льду к опорам для проезда тяжелой техники и площадки для их работы по демонтажу опор.
Отметим, река Витим, правый приток Лены, одна из крупнейших водных артерий Восточной Сибири. Это судоходная река, имеющая быстрое течение. Опоры недостроенного моста представляют опасность для судоходства и препятствуют сплаву леса по реке.
Мост начинали строить еще во времена СССР, однако в начале 1990-х стройка была заморожена, опоры моста с течением времени стали непригодны для дальнейшей эксплуатации. Строительство нового моста планируется начать уже в этом году, ожидается, что процесс займет три года, стоимость проекта оценивается в 12 млрд рублей.
На фото: опора на реке Витим, которую заморозили и затем демонтировали. Фото: пресс-служба ГСК «Реформа», предоставлено отделом научных коммуникаций УрФУ