Новые технологии. Ученые с помощью БПЛА помогли найти «пропавших» зубров

Сотрудники геолого-географического факультета Томского государственного университета во время экспедиции в Горный Алтай проводили рекогносцировочное обследование территории в районе села Черга. Здесь находится самая большая исследовательская площадка вуза. Но помимо выполнения основных работ учёным пришлось использовать новые технологии для поиска зубров, которые предположительно сбежали из зубрового питомника.

DCIM102MEDIADJI_0700.JPG

ГГФ принимает участие в развитии технологий умного земледелия, которое планируется развивать и на территории, где находится филиал ТГУ «Алтайское экспериментальное хозяйство», – рассказывает участник экспедиции, заведующий кафедрой географии ГГФ ТГУ Вадим Хромых. – Мы проводили съемку полей, используя для этого, в том числе, беспилотники. В последний день выезда к нам обратился зоотехник зубрятника, который находится на территории хозяйства: «Я видел, что у вас есть беспилотники. Нам нужна ваша помощь».

Как оказалось, утром во время объезда территории он обнаружил, что на ограду зубрятника упало дерево и разрушило забор. Через образовавшуюся дыру могли сбежать зубры. Зоотехник попросил сотрудников ГГФ найти животных с помощью беспилотных летательных аппаратов.

Подняли два беспилотника, сначала обследовали территорию с внешней стороны забора. «Беглецов» не увидели. Наш коллега Вячеслав Чурсин засёк место в заповеднике, где лежали зубры, – говорит Вадим Хромых. – Пересчитали их, в итоге обнаружили на пять особей больше, чем предполагалось. Так, с помощью технологий БПЛА мы «увеличили» поголовье зубрятника.

Добавим, что в полевом сезоне 2024 года в Шебалинском районе Горного Алтая работало сразу несколько групп учёных ТГУ. В частности, там начат масштабный проект, который реализуется при поддержке ПИШ «Агробиотек» ТГУ. Задача проекта – подбор решений для повышения урожайности луговых экосистем и оценка масштабов преобразования углерода в органические вещества растениями и почвой. Данные, полученные в рамках исследований, лягут в основу геоинформационной базы данных лугов участка Черга и будут использоваться для управления луговыми экосистемами. В рамках другого проекта сотрудники ГГФ ТГУ планируют создавать и реализовывать модель «цифрового» поля.

Фото учёных ГФ ТГУ