Томаты в космосе. Как космический полет изменил состав и свойства плодов

Ученые из Федерального научного центра овощеводства совместно с коллегами из Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН обнаружили значительные изменения в биохимических параметрах и минеральном составе томатов новых сортов «Лотос» и «Осенняя рапсодия», семена которых долгое время хранились в космосе. Эти изменения могут иметь важное значение для дальнейшей селекционной работы.

В ходе исследования выяснилось, что томаты, выращенные из семян, побывавших в космосе, продемонстрировали увеличение содержания сухого вещества, пищевых волокон, моносахаридов и органических кислот, таких как лимонная и яблочная, при одновременном снижении щавелевой кислоты. Кроме того, были выявлены значительные изменения в антиоксидантном статусе: содержание каротиноидов в мякоти плодов снизилось на 1,44–1,70 раза, тогда как в кожуре оно увеличилось на 1,27–1,90 раза по сравнению с контрольными растениями.

«Влияние окислительного стресса, вызванного длительным космическим полетом, проявляется как в изменении биохимических характеристик, так и минерального состава плодов томата, вызывает перераспределение каротиноидов, а также макро- и микроэлементов в кожуре и мякоти плодов.»

Надежда Голубкина, главный научный сотрудник ФНЦО.

Также было отмечено перераспределение минеральных веществ в плодах: увеличение общего накопления минералов в мякоти, снижение уровня кальция, стронция и молибдена, и увеличение содержания селена. Эти результаты показывают, что космическое воздействие оказывает значительное влияние на химический состав и свойства растений, что может быть полезно для дальнейших селекционных исследований.