Сплавы из космоса. Материалы с улучшенными свойствами для авиации и смартфонов

Исследование ученых Уральского федерального университета показало, что условия невесомости и земной гравитации по-разному влияют на свойства сплавов. В космосе они становятся более однородными и устойчивыми к коррозии, а на Земле — более прочными и с лучшей электропроводностью. Эти результаты помогут создавать материалы для авиационной и аэрокосмической промышленности с необходимыми характеристиками.

В ходе экспериментов ученые сравнили кристаллизацию сплавов из никеля и алюминия, а также титано-алюминиевых сплавов в разных условиях. Оказалось, что образцы, полученные на Земле, имели плотную структуру с концентрированной усадочной «раковиной» в верхней части, но при этом отличались высокой прочностью, теплопроводностью и электропроводностью. В свою очередь, сплавы, созданные в условиях невесомости, были более однородными и устойчивыми к коррозии.

«Коррозионная стойкость, однородность сплавов, полученных в условиях невесомости, лучше, чем у аналогичных образцов, полученных в земных условиях. Вместе с тем сплавы, созданные при земной гравитации, более плотные, более прочные, с большей теплопроводностью и электропроводностью,»

• Дмитрий Александров, руководитель лаборатории многомасштабного математического моделирования УрФУ

Исследователи также изучили влияние внешних полей — электромагнитного и гравитационного — на образование дендритов в микроструктуре материалов. Управление этими полями позволяет контролировать дисперсность дендритной микроструктуры при кристаллизации, что существенно влияет на характеристики сплава в твердом состоянии.