Плазменная дыра в ионосфере. Международная команда обнаружила новые последствия взрыва Starship.

Взрыв космического корабля Starship в ноябре 2023 года привёл к обнаружению уникальных явлений в ионосфере, которые не только удивили учёных, но и поставили перед ними новые вопросы о природе атмосферных процессов. Исследования, проведенные международной командой, выявили необычные эффекты, связанные с плазменными дырами и направлением распространения атмосферных волн.

Международная группа исследователей, включая специалистов из Института солнечно-земной физики СО РАН, выявила необычные последствия взрыва космического корабля Starship, произошедшего 18 ноября 2023 года. Статья, посвященная этим открытиям, опубликована в престижном журнале Geophysical Research Letters. В проекте участвовали ведущие ученые из России и Франции, включая Юрия Ясюкевича и Артёма Веснина из ИСЗФ СО РАН, а также их коллег из Парижского института физики Земли.

Взрыв первой ступени корабля на высоте 90 км, который произошел через несколько минут после старта, и подрыв основного модуля на высоте 149 км вызвали неожиданные атмосферные эффекты. Как пояснил Юрий Ясюкевич, запуск и взрыв Starship привели к образованию мощных ударно-акустических волн, распространявшихся в северном направлении, что является крайне редким явлением для подобных событий.

«Космический корабль летел со скоростью, превышающей скорость звука, и образовывал конусообразные атмосферные ударно-акустические волны… самым неожиданным было то, что наблюдалось много колебаний и что они распространялись в северном направлении».

Юрий Ясюкевич, доктор физико-математических наук, ИСЗФ СО РАН

Кроме того, исследователи зафиксировали образование плазменной дыры в ионосфере, что также стало неожиданным открытием. Обычно такие дыры возникают из-за химических процессов, связанных с топливом двигателей, однако в данном случае ученые исключили химическую природу явления. Это первый зафиксированный случай возникновения нехимической плазменной дыры в результате техногенного взрыва.

Эти наблюдения открывают перед наукой множество новых вопросов. В частности, почему ударные волны распространялись на север и какова их природа. Исследования подобных катастрофических событий, как отметил Юрий Ясюкевич, имеют большое значение, так как позволяют глубже понять устройство ионосферы и взаимодействие различных частиц в ней, что способствует лучшему пониманию околоземного космического пространства и процессов, происходящих в геосферах.