Органика в космосе. Новая модель предсказывает быстрый синтез

Европейские и американские планетологи открыли новый механизм, который способствует быстрому образованию сложных органических макромолекул на поверхности ледяных частиц в протопланетных дисках. Эти макромолекулы могут служить основой для возникновения жизни в молодых звёздных системах, как сообщили исследователи в журнале Nature Astronomy.

Ученые обнаружили, что в так называемых «пылевых ловушках» в протопланетных дисках часто создаются условия для интенсивного облучения ледяных частиц ионизирующим излучением. Это способствует образованию сложных органических молекул из простых соединений, таких как метан, угарный газ и вода.

«В ‘пылевых ловушках’ в протопланетных дисках часто возникают условия, способствующие активному облучению зерен льда и образованию большого числа макромолекул, которые формируются в значительной части материи диска.»

• Нильс Лигтеринк, Технологический университет Делфта

Эти исследования возглавлял Нильс Лигтеринк из Технологического университета Делфта, который с командой создал детальную компьютерную модель протопланетного диска. Модель показала, что в «пылевых ловушках» пылевые частицы замедляются из-за явлений, аналогичных формированию антициклонов, что приводит к их скоплению. В результате, ледяные зерна подвергаются интенсивному ультрафиолетовому облучению, что способствует их трансформации в крупные частицы и, в конечном итоге, в планетезимали — начальные стадии формирования планет.

Ультрафиолетовое излучение и повышенные температуры (50-100 градусов Кельвина) в этих регионах способствуют тому, что простые молекулы превращаются в сложные органические структуры за несколько десятилетий. Это открытие указывает на возможность одновременного формирования органики и планет в тех же областях протопланетного диска.

Исследование подчеркивает, что «пылевые ловушки» играют ключевую роль в процессах, ведущих к образованию сложных органических молекул. Это может означать наличие обширных запасов органических веществ, которые могут стать основой для жизни в молодых звёздных системах.