Биопечать в космосе. Ученые из Сеченовского Университета создают биоэквиваленты тканей на МКС.

Учёные из Сеченовского университета провели успешные эксперименты по выращиванию тканей человека в условиях космической микрогравитации на борту Международной космической станции (МКС). Данное исследование является важной частью подготовки к дальним космическим полётам, включая межпланетные миссии. Использование технологий 3D-биопечати и культивирования тканей позволит лечить космонавтов от различных травм и заболеваний, не возвращаясь на Землю.

История изучения возможности космических путешествий началась задолго до реальных запусков, а первая пилотируемая миссия на Марс может состояться уже в 2029 году. В рамках этих миссий, одним из главных вызовов будет решение медицинских проблем, таких как травмы или ожоги, которые могут потребовать пересадки тканей. Чтобы справляться с такими ситуациями в космосе, учёные предлагают использовать биопечать тканей непосредственно на борту космических кораблей.

Хотя принципы 3D-биопечати в условиях невесомости не сильно отличаются от земных, основная сложность заключается в дальнейшем культивировании клеток в биореакторе. На Земле этот процесс давно отработан, но в космосе требуются особые технологии для поддержания жизнедеятельности клеток. В сотрудничестве с компанией «БиоТехСис» и РКК «Энергия», учёные разработали специальное оборудование для этого проекта.

Первый запуск биореактора с клетками произошел в 2020 году, и с тех пор состоялось восемь из десяти запланированных запусков. В ходе экспериментов исследователи убедились, что клетки могут выживать и расти в условиях микрогравитации. Так, уже удалось вырастить биоэквивалент кожи человека.

«Мы подтвердили, что отправленные в космос клетки способны выжить и сформировать целевой продукт — биоэквивалент кожи человека», — сказал Петр Тимашев, научный руководитель проекта.

Петр Тимашев, научный руководитель Научно-технологического парка биомедицины Сеченовского Университета

Кроме того, важной задачей является разработка технологий для работы с биореактором в условиях долгосрочных космических миссий. Космонавты должны научиться перезаправлять биореактор, поскольку замена питательной среды для клеток может понадобиться на протяжении нескольких месяцев или даже лет.

Помимо восстановления тканей, 3D-биопечать в космосе может стать решением проблемы питания в долгосрочных космических экспедициях. Культивируемое мясо, хотя и дороже натурального, может стать основным источником белка для космонавтов. Решение этой задачи наряду с разработкой защиты от космической радиации позволит человечеству реализовать планы по освоению Марса и других дальних планет.

Источник: Управление по работе с общественностью Сеченовского Университета