Пощекотать нервы. Почему популярен криминальный контент

Пощекотать нервы. Почему популярен криминальный контент

Потребители контента о маньяках смотрят и читают его, чтобы испытать сильные эмоции, которых не хватает в обычной жизни, и разобраться в причинах, побуждающих людей к совершению преступлений. При этом, росту уровня агрессии такой контент не способствует. К таким выводам пришли социологи из НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале “Crime, Media, Culture: An International Journal”.

Исследования современного медиарынка показывают, что во всем мире популярен контент о маньяках: фильмы, сериалы в стиле true crime, короткие ролики и текстовые материалы, рассказывающие о преступлениях, ходе расследований, биографиях участников событий.

Английский социолог Эбби Бентам и канадский социолог Кевин Хаггерти отмечают, что истории о серийных убийцах люди воспринимают как вид развлечения, позволяющего испытать сильные эмоции. Канадский социолог и философ Райан Бролл утверждает, что это в том числе способ убежать от собственных проблем в реальной жизни.

Однако часто звучит и другая точка зрения, связанная с опасениями, что увлечение историями серийных убийц может привести к росту насилия. Так ли это на самом деле, разбирались исследователи из НИУ ВШЭ Оксана Михайлова, Дарья Осокина, Лев Любич и Екатерина Гулина. Чтобы изучить мотивы, побуждающие российскую молодежь смотреть криминальный контент, они провели серию глубинных интервью. Всего было опрошено 26 юношей и девушек от 18 до 36 лет, проживавших в 14 российских городах.

Основные вопросы были связаны с тем, какой медиаконтент о серийных убийцах им нравится, как они его находят, на что обращают внимание при выборе фильма, видео или подкаста. Среди информантов были поклонники художественных телешоу, сериалов, документальных фильмов, подкастов о реальных преступлениях, книг, научно-популярных статей, видео и постов в социальных сетях.

В фокусе исследователей находились именно мотивы потребления медиаконтента, а не его воздействие на аудиторию. Ответы информантов говорят о том, что интерес к жестокому контенту не связан со стремлением смотреть именно на насилие и не вызывает желания осуществлять его в реальной жизни.

Исследование выделило два вида мотивов, побуждающих к просмотру материалов о маньяках, — когнитивные и эмоциональные. Когнитивные подразумевают стремление понять мотивы преступников, связывая их действия с детскими травмами, психологическими проблемами и другими факторами. Это помогает зрителям лучше разобраться в причинах человеческого поведения. С другой стороны, контент о серийных убийцах — это способ испытать сильные эмоции, часто компенсирующие недостаток впечатлений в повседневной жизни.

Увлечение историями о маньяках в любых жанрах, будь то сериалы или подкасты, — это не сублимация жестокости. Опрошенные не оправдывали действия серийных убийц. Наоборот, информанты заявили, что подобные преступления нужно предотвращать.

  • Оксана Михайлова, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ

Исследователи подчеркивают: интерес к таким сюжетами, как правило, обусловлен любопытством и поиском новых впечатлений. Эти выводы могут помочь психологам разрабатывать программы поддержки молодых людей, испытывающих эмоциональный голод или стресс.

Фото: freepik

Ребенок-жрец. Найдены уникальные бронзовые фигуры возрастом более 2000 лет
Строгие нормы. Впервые за 30 лет пересмотрено понятие "здоровая еда"