Судьба, вместившая эпоху. РФФИ инициировал масштабное исследование творчества уникального русского писателя

9 февраля, в годовщину смерти Федора Достоевского, признанного ЮНЕСКО одним из самых читаемых в мире писателей, «Московский дом Достоевского» получил в дар десятки книг, которые были написаны, увидели свет и вошли в копилку мировой достоевскологии благодаря проведенному РФФИ междисциплинарному конкурсу «Источники и методы в изучении наследия Ф.М.Достоевского в русской и мировой культуре». Заместитель председателя Совета РФФИ член-корреспондент РАН Владимир Квардаков отметил уникальность результатов сделанной Фондом работы: никогда еще за столь короткое время не проводилось столь масштабного научного поиска, посвященного одному автору. Удачно составленный рубрикатор конкурса в сочетании с усилиями экспертного совета по отбору заявок позволил так подобрать тематику всех поддержанных книг, что одна дополняет и развивает другую. Эта концентрация интеллектуальных усилий привела к созданию библиотеки научных трудов, которые стали прорывом в современных междисциплинарных исследованиях о Достоевском в мировой и русской культуре.


Примечательно, что и в феврале 2018 года подведение итогов рассмотрения заявок на этот конкурс проводили тут же, в музейном центре «Московский дом Достоевского». Но сегодня он преобразился. Как заметил его директор кандидат филологических наук Павел Фокин, экспозиция теперь развернута на трех этажах. Два отданы под рассказ о перипетиях жизни Федора Михайловича, а на третьем демонстрируется рецепция Достоевского в работе других писателей, художников и других деятелей мировой культуры. Там найдется место для целого раздела, связанного с РФФИ, ведь при поддержке этого Фонда изданы более двухсот монографий, большая часть второго Полного собрания сочинений и писем Ф.М.Достоевского.

Но вернемся к началу экспозиции, ее бесценной мемориальной составляющей. Это пара комнат небольшой квартиры, в которой жила семья лекаря Марь­инской больницы для бедных Михаила Андреевича Достоевского, поражает деталями и тем, что из окон виден такой же флигель, где осенью 1821 года и родился Федор. Сегодня про эти трехэтажные корпуса горожанин скажет: это за Театром Российской армии. А два века назад здания, построенные по проекту Джакомо Кварнеги, выделялись на улицах Москвы, еще не оправившихся после нашествия Наполеона. Мы часто связываем творчество Достоевского с городом на Неве, но именно в Москве он напитался рассказами о незабытой трагедии войны, гибели людей, их страданиями, здесь, во дворе детства, он насмотрелся на болезненные состояния бедных, глубоко ими проникся. В семье было семеро детей. О каждом — свой сказ в экспозиции. Михаил Михайлович — старший брат — известный писатель и журналист; Андрей Михайлович — инженер-архитектор и автор бесценных мемуаров, по которым потомки знают, как жили в этой в семье, что чтили и чему учили.


Большая удача, что благодаря инициативе и стараниям филолога Веры Степановны Нечаевой и ее последователей «Московскому дому Достоевского» удалось собрать много вещей этого благопристойного семейства, крепкого традициями отечественной культуры и конкретно Москвы. Это Вера Степановна нашла и вернула в дом книжный шкаф и канделябры, овальный стол из кабинета отца семейства. Правда, не совсем кабинета — с перегородкой, отделявшей место родительской спальни, и ломберными столами, за которыми дети готовили уроки и где и сейчас лежат их учебники. Эта комната была главной — местом общения всей семьи. По вечерам отец или мать в ней читали вслух. Для ХIX века у них была хорошая библиотека — порядка 200 томов русской классики, перевод­ной литературы. В доме почитали и обсуждали труды Карамзина, особенно «Историю государства Российского». Желающие могут услышать, как примерно это было: музей приглашал актеров восстановить атмосферу вечерних посиделок, можно даже различить гитарный перебор — матушка играла вон на том инструменте.

— Есть семейное воспоминание, рассказывает Фокин, как однажды Федор и Михаил, гимназисты, поспорили с родителями, кто из современных поэтов более значим, Пушкин или Жуковский? Михаил учит большую балладу Шиллера в переводе Жуковского «Граф Габсбургский», а Федор — «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, и братья наизусть декламируют перед всей семьей.

«По нынешним временам необыкновенная история! — восклицает Павел Евгеньевич, — в семье лекаря для бедных дети-гимназисты спорят о значимости современной поэзии для России!»

Любопытно, рассказал Фокин, что конкурс РФФИ кроме серьезных деталей биографии и творчества Достоевского помог восстановить одну деталь антуража комнат. Андрей Михайлович описал цвет стен обеденной залы, но ни слова о том, какого цвета были полы. И в прежней экспозиции они были красновато-коричневыми, темными. Хоть из нескольких окон льется уличный свет, а в помещении мрачновато. «И вдруг, — говорит Павел Евгеньевич, — наша коллега из Коломны Альбина Бессонова, работая в Историческом архиве Петербурга по теме «Даровое Достоевского», обнаружила смету на ремонт их квартиры 1834 года. И там указано, что на полы были куплены сосновые доски (они и сейчас сосновые) и два ведра масляной краски желтоватого цвета. Поменяли — и теперь комната полна мягкого света.

1837 год для семьи — период утрат. Ушла из жизни их мать — душа дома, а следом — известие о дуэли Пушкина. Где это? Далеко от Москвы. Но, узнав о гибели поэта, братья жутко переживали. Федор неоднократно говорил, что, не носи он в то время траура по матушке, то просил бы у отца разрешения носить траур по Пушкину. А когда они с братом Михаилом в том же году едут в Петербург поступать в Императорское инженерное училище, еще в дороге планируют сразу по приезду посетить место дуэли поэта и его квартиру. Это тоже необычно: на Черной речке еще нет обелиска, а на Мойке не музей, а жилье потомков поэта. Но в семье Достоевских свято имя Пушкина. Не тогда ли начинают складываться геополитическая карта и картина мира будущего писателя?

Брата Михаила не приняли в училище по здоровью, а Федор, приступив к занятиям, проводит долгие часы в замечательной библиотеке училища. Он много думает о том, что читает, что видит, и из стен училища в 1839 году пишет брату: «Человек есть тайна, и ее надо разгадать». Понимает уже тогда, что задача эта безмерная, и формулирует свою цель: «Я занимаюсь этой тайной потому, что хочу быть человеком». По сути, это ключ к пониманию его творчества, его универсума. Только знакомящийся с мышлением великого писателя задумается у планшетов экспозиции, а знаток углубится в работу по гранту РФФИ, в которой утверждается, что по глубине проработки таких понятий, как «святость» и «грех», «истина» и «ложь», Достоевский сопоставим только с Шекспиром.

Но это потом, а по окончании училища (в 1843 году) Федор Михайлович подал в отставку с военной службы. Повод — смерть отца, младшие братья и сестры требуют присмотра. Но остался в Петербурге и активно влился в его бурную жизнь. В свет выходит его перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», а в 1845 году печатается уже его собственный литературный труд роман «Бедные люди». Прочтя его, друзья провозгласили Достоевского гением, они в восторге передают рукопись Белинскому. Тот поддерживает молодой талант, представители литературного света рукоплещут ему. Достоевский пишет следующие произведения, но окружение Белинского разочаровывается в своем молодом товарище: произведения не продолжают рассказ о трудностях жизни народной. А он, как и намеревался, исследует человека, используя для этого то один, то другой подход. Он намерен постичь тайну человеческой души. В 1948 году знакомится с Михаилом Петрашевским, социалистом, в квартире которого по пятницам собираются люди с «гражданской активностью». Собрания, проходившие в свободной форме, будоражат общественное сознание. Но это — период, когда по Европе прокатываются волны революций.

Император Николай I не желает, чтобы что-то подобное случилось в России. И вот в апреле 1849 года всех петрашевцев, в том числе и Достоевского, арестовывают. Ночь. Петропавловка. Следствие, тянущееся полгода. И чудовищный приговор: расстрел. На Семеновском плацу дюжина, кажется, осужденных. К расстрельным столбам должны подводить по трое приговоренных, значит, очередь Федора Михайловича минут через десять. И тут — курьер от государя: помилование, замена быстрой пули на годы каторги и солдатчины. Каждому определен свой срок. Достоевскому — 4 года. Этакое испытание не всем по силам, один из петрашевцев сошел с ума. А Достоевскому лежит путь в Омск. Фотографии, документы, кандалы… И вдруг — Евангелие, с множеством пометок его рукой (1400!). Это на пересылке в Тобольске его навещают жены декабристов Аненкова и Фонвизина. Они дарят ему Евангелие — единственную разрешенную для чтения на каторге книгу. Это Евангелие с ним до конца жизни. А еще рядом тетрадка — записи слов, фраз, ярких выражений (часть рукописного наследия Достоевского), которые потом сделают живыми «Записки из Мертвого дома».

Он отбудет свои 4 года, пройдет солдатчину, и когда умрет император Николай I, об освобождении Достоевского начнут хлопотать.

Попав в музей, потратьте время, чтобы увидеть фото и прочесть о его первой жене Марии Дмитриевне, истории их отношений. Человек хлипкой души не осмелился бы полюбить, не пережил бы этой любви, а Мария Дмитриевна и Федор Михайлович из Сибири в Петербург приезжают супругами. Вскоре выходят в свет выстраданные «Записки из Мертвого дома» и «Униженные и оскорбленные». А тут с началом в стране радикальных юридических и экономических реформ Федор с братом Михаилом начинают выпускать журнал «Время», но в 1863-м цензура закрывает его. Братья не сдаются и начинают собирать издание под названием «Эпоха». Но здоровья не хватает, и Михаил умирает. Мало того что Федор теряет родного, самого близкого по духу человека, на него еще и возлагаются забота о его вдове и семерых детях и все их долги, порожденные журнальными кредитами. Федор выплачивает их целых 15 лет, ради чего даже просит крестную мать Куманину выдать ему его наследство заранее. По гранту РФФИ исследователь Валентина Борисова разобрала бережно и тщательно, словно детектив, «Дело о куманинском наследстве», описала, как оно отразилось на жизни и творчестве Федора Михайловича. Да, Куманины идут навстречу его просьбе, но это мало помогает, а тут еще беда — скончалась супруга Мария Дмитриевна.

Издатели ждут от него книг. Чтобы выбраться из круга беды, сменить обстановку, на аванс за будущие романы он уезжает в Европу. И, едва оказавшись в Лондоне, спешит повидаться с Герценым, политическим эмигрантом. Все это — в фотографиях и документах на стендах музея, а на третьем этаже — в изданиях по грантам РФФИ. Он посещает Берлин, Париж, Рим, Неаполь… Но обязательства требуют — и Федор Михайлович возвращается в Петербург, чтобы писать «Преступление и наказание». И вспоминает, что скоро срок сдачи оплаченного романа под условным названием «Рулетенбург» (позже переименованного в «Игрок»). Он торопится и не пишет, а диктует его стенографистке Анне Сниткиной. В день своего рождения он заканчивает это произведение. А через полгода, в феврале 1867 года, Федор Михайлович и Анна Григорьевна венчаются. В ее лице он обретает верного помощника, мать будущих детей. И, убегая от кредиторов, едет с ней в свадебное путешествие. Вот улицы Баден-Бадена, о которых потом Анна Григорьевна вспоминает как о проклятье. Там почти на полтора месяца супруг сам попадет в сумасшедшую зависимость. От рулетки. Будет играть, проигрывать, закладывать вещи, выигрывать, на следующий день опять все терять… Невероятно, как у юной жены хватило терпения не устраивать ему истерик, вынести все это, дождаться, когда он переболеет пагубной страстью и они уедут оттуда.

Там, кстати, он встретит Тургенева, они схлестнутся в спорах о роли Европы и на 13 лет перестанут общаться. В Милане, Флоренции, Венеции Достоевский работает: там уже ясно, что у него произошло перерождение убеждений. В конце 60-х годов он начинает воплощать на бумаге идею романа «Идиот», а потом начинает «Бесов». Поводом для них стали реальные события в Москве. Достоевскому четко видно, что за четверть века романтика отношений отброшена, у социально активных граждан в привычку входит грубое насилие для достижения цели. Кто в ответе? На этот вопрос Достоевский отвечает: отказ от Бога приводит к личностному разрушению. Обо всем этом внятно рассказывает новая экспозиция музея.

Переживания не проходят бесследно, а эпилепсия, диагностированная еще до каторги, все чаще напоминает о себе приступами. Тем не менее жизнь идет: Достоевский приступает к роману «Подросток». Российское общество признает его заслуги — в 1877 году Достоевский избран членом-корреспондентом Академии наук. А в июне 1880-го на заседании Общества любителей русской словесности он произносит речь о Пушкине. Зал слушал, замерев, а по окончании 40 минут не смолкали овации, люди обнимались, утирали слезы, кричали: «Достоевский, вы наш пророк!» В зале был цвет русской интеллигенции: и либералы, и западники, и славянофилы, и консерваторы. Потом они будут полемизировать. Выступление напечатали в 15 газетах, дискуссия о нем продолжалась до конца года, вызвав порядка 95 публикаций. Триумф? Да. Судьба, вместившая эпоху. Офицер, каторжанин, пророк в Отечестве, кумир интеллигенции, мыслитель…
Почетный президент Международного общества Ф.М.Достоевского доктор филологических наук Владимир Захаров подчеркнул масштабность и междисциплинарность научных результатов, достигнутых в ходе реализации проектов РФФИ. Эти исследования чрезвычайно важны для успешной подготовки современных научных изданий произведений Достоевского, в частности, академического Полного собрания сочинений в 35 томах, Полного собрания сочинений в авторской орфографии, пунктуации и других научных изданий его творчества.

Павел Фокин поблагодарил РФФИ за огромную проделанную работу и отметил, что выставка книг, переданная в дар музею, станет основой научной и музейной работы специалистов.

Елизавета ПОНАРИНА

Фото Евгения Голубева

Нет комментариев