65

65 лет космического триумфа: наследие «Луны-2» и первого прикосновения к спутнику Земли

65 лет назад, 12 сентября 1959 года, с космодрома Байконур был осуществлен запуск советской межпланетной станции «Луна-2». Этот исторический момент - важная веха в освоении космоса, ведь «Луна-2» стала первым в истории космическим аппаратом, достигшим поверхности спутника Земли.

Перед запуском «Луны-2» было несколько неудачных попыток. Первая из них произошла 18 июня 1959 года, когда на 153-й секунде полета произошел сбой гирогоризонта в системе управления ракеты-носителя, что привело к взрыву ракеты. Следующие попытки также не увенчались успехом: 6 сентября запуск был отменен из-за сброса автоматики, 8 сентября возникли проблемы с наддувом бака окислителя, а 9 сентября снова произошел сбой автоматики.

Однако 12 сентября 1959 года в 09:39:42 по московскому времени запуск был успешно осуществлен. Космический аппарат стартовал с помощью ракеты-носителя «Восток-Л» и был направлен по траектории сближения с Луной.

Полет «Луны-2» длился 38,5 часов. 14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей, вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик. Это событие стало важным шагом в освоении космического пространства и позволило Советскому Союзу укрепить свои позиции в мировой космической гонке.

Межпланетная станция не имела собственной двигательной установки, но была оснащена различными научными приборами, включая сцинтилляционные счетчики, счетчики Гейгера, магнитометры и детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра. Станция врезалась в Луну со скоростью 3,3 км/сек, предположительно образовав кратер диаметром от 15 до 130 метров.

«Луна-2» несла два шарообразных вымпела из нержавеющей стали, на которых были отчеканены герб СССР и надпись «СССР». Попадание в Луну было подтверждено прекращением радиосвязи со станцией и наблюдениями с советских и иностранных обсерваторий, сфотографировавших пылевое облако над местом падения.

После успешного запуска и достижения спутника Земли станцией «Луна-2» Советский Союз продолжил активно развивать свою космическую программу. Уже в октябре 1959 года была запущена следующая миссия «Луна-3». Этот аппарат впервые запечатлел обратную сторону Луны, предоставив уникальные изображения, которые ранее были недоступны.

Успех «Луны-2» и последующих миссий укрепил позиции Советского Союза в космической гонке с Соединенными Штатами. Это стимулировало США к ускорению своей космической программы, что в итоге привело к высадке американских астронавтов на Луну в 1969 году.

Миссии «Луна» внесли значительный вклад в науку, предоставив данные о составе и структуре лунной поверхности, а также о космическом пространстве вблизи спутника нашей планеты. Эти данные помогли ученым лучше понять процессы, происходящие на Луне и в Солнечной системе.

Успехи в космической программе способствовали развитию международного сотрудничества в области космоса. В последующие десятилетия страны начали обмениваться научными данными и совместно работать над космическими программами, что привело к созданию такого проекта, как Международная космическая станция (МКС).

Таким образом, запуск «Луны-2» стал важным катализатором для дальнейших исследований космоса, а также способствовал развитию международного сотрудничества и научного прогресса.

Уникальный фильтр из шелка и целлюлозы. Природное решение для очистки воды