Заполняя пробелы. Эксперты наметили пути к возрождению химической отрасли

Падение уровня знаний студентов, отсутствие мотивации у аспирантов к защите, непопулярность инженерных профессий — лишь некоторые из проблем, требующие самого скорейшего решения. В противном случае на успешное и устойчивое научное и технологическое развитие можно не рассчитывать. Об этом шла речь на состоявшемся недавно в Президиуме Российской академии наук круглом столе «Наука побеждать: новые кадры в области высоких технологий, химической инженерии и материалов будущего». Ученые в очередной раз обсудили, как в нынешних реалиях развиваться науке в России. Организаторами выступили Отделение химии и наук о материалах РАН и Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ) при поддержке компании «Иннопрактика».

Как воспитать перспективного ученого, хорошего инженера? Какие пробелы в научно-образовательной политике нужно заполнить для того, чтобы возродить химическую отрасль? Эти вопросы были вынесены на повестку дня. Дискуссия вышла долгой и оживленной. Она продолжилась бы и дальше, но не позволил строгий регламент.

«Вчера — рано, а завтра будет поздно, — заявил директор Института органической химии (ИОХ) им. Н.Д.Зелинского РАН академик Михаил Егоров. — За последние тридцать лет мы потеряли интерес к химии, вместо расширения этой отрасли экономики в стране появилась «химофобия». В результате химическая промышленность оказалась разрушена. В 2019 году в объеме ВВП России доля химпрома составляла только 1,2%, в то время как, например, в Китае — 12,5%, а в США и Западной Европе — около 8%. Перестала эффективно функционировать система подготовки, причем не только в высшем образовании, но и в среднем. Популярность профессии инженера-химика ощутимо упала. Интерес к ней надо возвращать, причем делать это быстро, играя на опережение».

Решение проблемы — в развитии системы непрерывного образования, считает Михаил Егоров. Необходимо прививать любовь к науке со школьной скамьи, а для этого нужно открывать в гимназиях и лицеях больше профильных классов по углубленному изучению различных дисциплин с постоянными занятиями в лабораториях, где ребята могли бы вдохновляться и учиться работать руками. Обязательная и систематическая практика — залог успеха и в обучении студентов. Молодые люди должны начинать исследования буквально сразу же как переступят порог альма-матер, убежден академик Егоров.

Продолжая тему, директор Института общей и неорганической химии (ИОНХ) им. Н.С.Курнакова РАН член-корреспондент РАН Владимир Иванов обратил внимание на то, что в последнее время уровень знаний молодежи снижается.

«Нам приходится прилагать все больше усилий, чтобы воспитать исследователей, — рассказал ученый. — Вопрос этот сложный, и решать его надо системно. Человек достигает успеха, только если попадает в сильный коллектив, в ведущую научную школу. Когда-то существовала централизованная поддержка научных школ, но потом она стала угасать, а затем и вовсе сошла на нет. А ведь создать такую школу с нуля — это задача на десятки лет. Необходимо поддерживать уже существующие коллективы, а понятие «ведущая научная школа» стоит ввести в документацию, чтобы оно не было стерто. Школы — важнейшее наследие, сохранение которого требует государственной поддержки. Если, не дай бог, научные коллективы начнут исчезать, надеяться на то, что к нам кто-то приедет и поможет, не приходится».

Остро стоит и другая проблема — эффективность работы аспирантуры. Как отметил вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Степан Калмыков, лишь 10% аспирантов в стране защищаются в срок, и это очень слабый показатель.
Эксперты уверены, что увеличению количества защит может поспособствовать возвращение к практике целевой аспирантуры.

«Раньше предприятия платили молодым ученым стипендии, — напомнил Михаил Егоров. — Сейчас же целевая аспирантура фактически исчезла, и «заказывать» аспирантов могут только министерства и ведомства. Однако такой формат был бы крайне полезен и промышленности, ведь у предприятий есть все возможности, чтобы заинтересовать молодежь и создать условия для ее комфортной работы».

Еще один важнейший, но также нерешенный вопрос — поддержка инновационного развития. Сразу несколько участников круглого стола заявили, что в этой области ощущается сильный провал. По мнению ученых, появлению перспективных идей лучше всего способствует материальное поощрение их авторов. На первых порах деньги молодым исследователям могли бы выделять сами вузы, в которых они учатся, а потом и предприятия.

«Тяга молодежи к науке неуемна, и этим надо пользоваться, — сказал профессор кафедры физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ, академик Азиз Музафаров. — Институты и университеты могут организовывать конкурсы для молодых на лучшую исследовательскую работу, то есть инициатива не всегда должна идти сверху — от крупных фондов или бизнеса. Наоборот, пусть растет снизу. Подобные мероприятия недорогие, но достаточно эффективные. И на третий-пятый год они способны выходить на самоокупаемость — за счет реализации стартапов».

Академик также напомнил, что сегодня в мире «уже никто не поддерживает крупные центры», всю инновационную составляющую своей деятельности прогрессивные компании ведут именно через приобретение перспективных проектов. Азиз Музафаров убежден, что «только таким путем Россия сможет преодолеть пропасть между наукой и производством».

Мнение ученого разделили все присутствовавшие на круглом столе, в том числе и профессор химического факультета МГУ, директор Института нефтехимического синтеза РАН, член-корреспондент Антон Максимов. Он не только призвал науку и бизнес к диалогу, но и обратил внимание на тот факт, что ученых, инженеров и предпринимателей должны связывать специально обученные люди, способные доступно объяснять технарям, как масштабировать процессы, как оценивать спрос и т. д.

«Когда мы создаем стартап, мы развиваем высокотехнологичную науку, — добавил Антон Максимов. — Не стоит забывать о том, что не только промышленности нужны лучшие кадры. Если в университетах будут появляться перспективные стартапы, то высококвалифицированные работники станут более востребованы как на предприятиях, так и в самих вузах. России нужны инженерная элита и люди, которые будут определять научно-техническую политику».

В завершение круглого стола участники обратились к организаторам мероприятия и Российской академии наук с просьбой зафиксировать все озвученные проблемы и предложенные решения и донести эту информацию до властей.

Татьяна ЧЕРНОВА

Фото Ольги Мерзляковой, «Научная Россия»

Нет комментариев