С учетом реноме. Профессура расширяет критерии самооценки

Развитие внутренней академической мобильности, налаживание новых международных связей и оценка исследовательской деятельности — такие акценты поставил глава Минобрнауки Валерий Фальков в своем выступлении на V Профессорском форуме «Наука и образование в условиях глобальных вызовов», говоря о дальнейшей работе министерства и вузов.

«Этот год выдался особенным, он заставил нас посмотреть по-другому на все, что мы делаем каждый день», — сказал министр.

Он предложил университетам объединить усилия, продвигая российское высшее образование в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Китае, Индии и других странах и макрорегионах.
Согласно решению Совета и Президиума Российского профессорского собрания (РПС), форум проводился в поддержку начавшегося в этом году Десятилетия науки и технологий. В числе участников — более полутора тысяч представителей сообщества, в том числе академиков, деканов и ректоров, а тематика включала вопросы не только науки и образования, но и социальные, экономические, научно-технологические. Дискуссии проходили на площадках 25 тематических и научно-отраслевых секций, и впервые за три года — в очном формате. В них приняли участие представители Общественной палаты Российской Федерации, президенты университетов. В круг обсуждаемых тем вошли такие, как развитие высшего образования и науки, интеллектуальной собственности и трансфера научных технологий, нормативное обеспечение вузовской деятельности и роль профессиональных сообществ в ее регламентации, проблемы и перспективы аттестации научных кадров и другие.

Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко отметил, что достижение целей научно-технологического развития и обеспечения экономики высокотехнологическими кадрами невозможно без ежедневного труда научной элиты, преподавателей и наставников. Он сообщил, что правительство впервые сделало приоритетным бюджетирование науки гражданского назначения (более 12 тысяч тем) и выделило 30 тысяч дополнительных мест в магистратурах для подготовки соответствующих специалистов, прежде всего инженеров. Работе тех, от кого в первую очередь зависит качество этой подготовки, было посвящено ежегодное совместное заседание общественных советов при Минобрнауки, Рособрнадзоре и Минпросвещения, состоявшееся в рамках программы форума.

«Это уникальное мероприятие — оно объединяет сразу три общественных совета», — отметил председатель Российского профессорского собрания Владислав Гриб.

Ключевой темой заседания стали эффективность научной и образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) и совершенствование системы ее оценки. Председатель Общественного совета при Минобрнауки академик Александр Чубарьян предложил расширить действующие критерии за счет, к примеру, таких, как реноме преподавателя, его общественная активность, участие в жизни вуза и другие. Ректор СПбГУ Николай Кропачев рассказал, что в его университете в качестве главного показателя эффективности труда педагогов рассматривается роль каждого в реализации программы развития.

Участники совещания обсудили и такие проблемы, как нехватка педагогических кадров в регионах и необходимость выравнивания уровня их заработных плат по стране (Владислав Гриб предложил привязать зарплату педагога к заработку регионального министра образования); оптимизация документооборота в образовательной сфере, достичь которой все никак не удается даже с помощью цифровизации; широкая популяризация достижений отечественной науки.
Одним из значимых событий форума стало подписание соглашения о сотрудничестве, заключенное Роспатентом и РПС, которое состоялось в ходе сессии «Развитие российской науки, интеллектуальной собственности и трансфер научных технологий». Стороны зафиксировали в документе договоренности об обмене опытом в сфере правовой охраны и регистрации результатов интеллектуальной деятельности, об экспертной поддержке, а также проведении совместных научно-практических конференций, семинаров и выставок.

Глава Роспатента Юрий Зубов подчеркнул, что ученые и высококвалифицированные специалисты должны работать над технологическим развитием страны в комфортных условиях, поэтому защита их интеллектуальных прав имеет особое значение. Владислав Гриб, в свою очередь, назвал совершенствование правовой культуры в этой сфере задачей государственной важности.

По традиции в день открытия форума лауреатам были вручены ежегодные общенациональные премии Российского профессорского собрания за выдающиеся научные результаты в области образования и науки. Награды присуждаются без возрастных ограничений ректорам, профессорам, деканам. Премией в разных номинациях (классические, педагогические, медицинские университеты и другие) поощряют руководителей вузов, расположенных на всей территории Российской Федерации, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. На этот раз ее обладателями стали восемь ректоров: Александр Федоров (Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта), Заурбек Саидов (Чеченский государственный университет им. А.А.Кадырова), Саргылана Игнатьева (Арктический государственный институт культуры и искусств), Александр Симоненко (Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации), Илдар Габитов (Башкирский государственный аграрный университет), Сергей Филоненко (Воронежский государственный педагогический университет), Валентин Павлов (Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России) и Виктор Власов (Томский государственный архитектурно-строительный университет). Лауреатами премии РПС также стали более 70 профессоров из российских вузов и научных организаций, а также 15 деканов.

Председатель Наблюдательного совета РПС, президент Российского университета дружбы народов, председатель ВАК при Минобрнауки РФ Владимир Филиппов отметил, что рекомендации авторитетного профессорского сообщества по итогам форума получают не только высшие органы власти, но и сами вузы и это способствует распространению полезного опыта и новых эффективных механизмов управления университетской деятельностью. Он также напомнил, что резолюция форума будет отправлена в Правительство РФ, Совет Федерации и Минобрнауки.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев