Пифагор
«Пифагоровы штаны на все стороны равны»... Эту забавную фразу о сути теоремы – сумма квадратов катета в прямоугольном треугольнике равна квадрату гипотенузы – наверняка слышал каждый.
Но что мы знаем о ее герое – древнегреческом ученом муже Пифагоре, одном из самых загадочных и влиятельных персонажей древней истории, авторе идей, которые повлияли на сами основы западной цивилизации?
Элементы его учений находят и в современном образовании, и в теории музыки, и в астрономии, и в науке об исследованиях космоса. Однако насколько точен и правдив тот образ мудреца, великого математика, философа, мистика, который запечатлен в памяти человечества под именем Пифагора?
Примем во внимание ограниченность документальных свидетельств и факта, что ни одного сочинения Пифагора в подлиннике до нас не дошло. Такого жанра как биография, в V-IV веках до н. э. также не существовало. О жизни философов начал подробно писать ученик Аристотеля – Аристоксен, которого от Пифагора отделяет порядка полутора веков. Считается, что он все же имел доступ к самым точным биографическим сведениям о Пифагоре и даже написал о нем книгу. Увы, до наших дней и этот труд не дошел, но он цитируется более поздними авторами, например Дикеархом. В своей книге «Жизнь Эллады» он предпринимает попытку анализа фактов и домыслов, биографических данных и легенд. Позже, в расцвет неопифагореизма – философского учения I в до н.э. – II века н.э. появились новые источники, прямо или косвенно опирающиеся на ранее существующие. До наших дней дошел относительно достоверный документ – книга Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Двадцать семь веков, отделяющих от Пифагора нас, – мощный фильтр, через который непросто пробиться истине. Но мы попробуем ей помочь...
Пифагор биография
Пифией предреченный
Жизнь его началась с тайны. В жаркий летний день 570 года до н.э., когда неожиданное облегчение от привычного зноя принес теплый дождь, позволив жителям острова Самос дышать полной грудью, родился мальчик. И Пифагором его назвали не случайно. Имя Пифагор переводится как «объявленный Пифией».
По легенде, появление на свет необычного малыша предсказала Пифия – жрица-прорицательница в храме Аполлона греческих Дельф. Послание будущим родителям звучало примерно так: «Вам предстоит воспитать того, кто оставит след в истории человечества. Того, кто принесет людям столько пользы и добра, сколько не приносил и не принесет никто другой».
Можете представить себе изумление будущих родителей: купца Мнесарха и его жены? Возможно, в современном мире могли бы не поверить предсказанию. Но только не Древней Греции! Что сказано Пифией, то исполнится.
Появившись на свет, мальчик сразу проявил себя как необычный ребенок. Во всяком случае, развивался он стремительно. Помня предсказание оракула, родители обеспечили ему хорошее образование. В учителя Пифагору выбирали иностранных мужей, которые будто птицы приносили из далеких стран знания, которые могли показаться обычному человеку непонятными и диковинными. Но не пытливому мальчику. Его развитый ум жадно впитывал все то, что предлагали учителя. Он запоминал огромное количество новой информации, задавал учителям нескончаемые вопросы. Зерна падали в плодородную почву... Пифагор проявлял изумлявшее взрослых рвение к учебе.
По протекции фараона
Последовав совету своего учителя, философа Фалеса, юный Пифагор решил отправиться в далекие страны. Прежде всего, Фалес рекомендовал ему побывать в Египте, чтобы пообщаться со жрецами этой страны. Ученик не стал возражать: Египет своей мистикой и мудростью манил и его самого. В то время это был один из крупнейших центров знаний, многие из которых оказались впоследствии интегрированы в пифагорейскую доктрину.
В одном из трудов Антифонта, древнегреческого философа-софиста, политика V века до н.э., содержатся сведения о том, что Пифагор получил от Поликрата, тирана острова Самоса, рекомендательное письмо к фараону Амасису II. Возможно, это косвенное свидетельство того, что современники Пифагора уже тогда понимали его мощь как ученого.
Фараон откликнулся на просьбу о протекции и поручил молодого человека заботе своих просвещенных жрецов. Плутарх приводит имя его основного учителя, египетского жреца Энуфиса. Жрецы позволили Пифагору, единственному из чужестранцев, быть свидетелем и участником мистерии – религиозной мистической практики, тайных культовых мероприятий. Они также усердно обучали его медицине и математике. Вместе с ними Пифагор наблюдал за звездным небом, изучал геометрию и постигал тайны богов. Именно в Египте Пифагор, вместе с другими жрецами, попал в плен к персидскому царю Камбису. Так он оказался в Вавилоне - первом мегаполисе мира, крупнейшем политическом, экономическом и культурном центре тогдашнего человечества, где и пробыл следующие двенадцать лет. Несмотря на статус пленного, он сумел занять в тамошнем обществе особенное место, общался с магами и «посвященными». Об этом свидетельствует все тот же Антифонт. Увы, других подробностей о том периоде жизни ученого мы не знаем, в том числе неизвестно и то, как Пифагору удалось-таки вырваться из вавилонского плена. Известно лишь, что сорокалетним он вернулся на родину, в Грецию.
Ему говорил Заратустра
Казалось бы, самое время для оседлой и спокойной жизни. Но... У ученого начались разногласия с владыкой острова Поликратом. Пифагор, как, впрочем, и многие другие жители Самоса, не одобрял политику тирана. Поликрат захватил власть в 538 году до н.э. при помощи наемников, подняв народное восстание. А став правителем, свои основные силы он бросил на увеличение численности войска. С помощью флота он превратил Самос в лидера морских держав Эгейского моря. Таким могуществом, как пишет Геродот, кроме древнего царя Миноса, никто другой не обладал. Тиран Поликрат нападал на все ближайшие острова и города побережья Малой Азии. Разорял и грабил даже своих друзей – других правителей, стремясь к полному господству на Эгейском море.
С жестоким деспотизмом, насилием и произволом Поликрата была не согласна большая часть аристократии Самоса. В их числе был и Пифагор. Один за другим эти состоятельные люди вынужденно говорили родному острову «Прощай». Пифагор также покинул родные пенаты, направившись на юг Апеннинского полуострова в портовый город Кротон (сегодня это итальянский регион Калабрия). Можно лишь догадываться, о чем думал он, стоя на палубе корабля, все дальше и дальше отдаляющегося от его родины. Что чувствовал, на что надеялся, как собирался устраивать свою дальнейшую судьбу? Возможно, был вполне в себе уверен и предполагал, что на чужбине добьется больших успехов, начнет распространять свое учение? Что ж, для таких ожиданий у него были все основания.
Его учил Фалес – древнегреческий философ, родоначальник античной да, по сути дела, и всей европейской философии и науки, от которого Пифагор перенял несколько важных советов, легших впоследствии в основу уже его собственного учения. Например, дорожить временем, воздерживаться от питья вина и мясоедения, быть умеренным в употреблении изысканных блюд, поддерживать незамутненность души, безукоризненное здоровье и крепость тела, основой которой должны быть короткий сон и бодрость.
Довелось Пифагору учиться и у другого философа – Анаксимандра, введшего в обиход тогдашней науки термин «закон» и давшего Пифагору основы знаний по астрономии. Был среди его учителей и философ Анаксимен, считавший, что основой всех вещей является бесконечный неопределенный и неограниченный элемент – воздух.
Египетские жрецы, халдеи Вавилона и даже легендарный Заратустра – все они учителя Пифагора. По легенде, именно основатель зороастризма, пророки чудотворец Заратустра очистил Пифагора от скверны и обучил многим законам природы. Были, кстати, у Пифагора и учительницы. Например, жрице Фемистоклее Дельфийской Пифагор обязан формированием моральных доктрин. Об этом пишет Диоген Лаэртский в книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Имея такой солидный багаж знаний, герой нашего рассказа мог рассчитывать на успех в любом месте, где ценилась мудрость. И он не ошибся. Именно на Апеннинском полуострове для него настало время «собирать камни»...
Божественный чужестранец
На свое новое место жительства Пифагор прибыл в ранге просвещенного ученого и авторитетного учителя. Он словно магнит, притягивал к себе всех тех, кто жадно искал знаний. Его зажигательные речи о природе вещей можно было слушать на площадях города, на улицах, в храмах. Он очаровал старейшин городской управы мудростью и рассудительностью. Он обращался с назидательными речами к горожанам и быстро снискал славу. По городу поползли слухи о божественном происхождении чужестранца. А тот не стеснялся сам же их подпитывать.
Например, по словам Гераклида Понтийского, Пифагор называл себя сыном бога Гермеса, который несколько раз реинкарнировался. Утверждал, что по великой милости своего божественного отца Гермеса он помнит о каждом своем возвращении на землю. «Теперь Пифагор – его последнее воплощение».
Слагались о Пифагоре и другие легенды. Например, о том, как укусившую его ядовитую змею он сам убил своим укусом. Или о том, что он может приручить орлов и медведей силой голоса, и о том, что он способен «писать слова на лике Луны». Среди своих сторонников Пифагор пользовался непререкаемым авторитетом. Его чтили как пророка, дарующего своим последователям божественную истину.
Школа молчания
Так шаг за шагом, Пифагор пришел к созданию собственной школы, которая стала делом и смыслом его жизни и, по сути, его семьей. Ученики Пифагора стали его верными спутниками в путешествии по тонким мостикам между реальным и идеальным. Школа Пифагора, другое ее название – пифагорейский союз (по сути, религиозное братство) – предъявляла строгие требования к дисциплине, включая аскетичный образ жизни, и строгое следование моральным и этическим нормам, заданным учителем. Это включало отказ от личной собственности в пользу братству, сохранение тайны самого учения, правило пятилетнего молчания для новых учеников.
Диоген Лаэртский пишет о том, что они должны были лишь внимать мудрости своего учителя, причем не видя его лица. И лишь через пять лет, пройдя испытание, допускались в его жилище и к его созерцанию. «Учебный процесс» школы был сосредоточен на традиционных предметах, таких как грамматика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Много времени посвящалось изучению классических текстов древнегреческих авторов, практике ораторского искусства, написанию стихов и поэм.
Ученики школы Пифагора также подробно изучали астрономию, музыку, включая теорию гармонии и композицию. Обучение в школе Пифагора было направлено на формирование разносторонних личностей, способных к критическому мышлению, логическому анализу и эффективному общению. Полученный в школе широкий спектр знаний позволял выпускникам занимать серьезные посты в обществе.
Исчислить истину
Попробуем же собрать воедино основные идеи пифагорейской школы, стремившейся познать мир в первую очередь через числа. Итак:
- все в мире упорядочено с помощью числовой гармонии;
- все вещи связаны с числом как с первоначалом;
- само число состоит из двух элементов – неопределенного и определенного, то есть ограничивающего;
- число – это гармония конечного и бесконечного, источник всего сущего;
- красота мира проявляется через гармоничное сочетание чисел;
- числа являются сущностью мира и всех вещей, и даже музыки.
Пифагор выделил и предложил человечеству фундаментальные противоположности как основу мира. Предел – беспредельное. Чет – нечет. Единое – множество. Правое – левое. Мужское – женское. Покоящееся – движущееся. Прямое – кривое. Свет – тьма. Хорошее – дурное. Квадрат – параллелограмм.
В целом пифагорейская школа была известна своими достижениями в математике, музыке и философии, а также своей концепцией числовой гармонии, которая упорядочивала все в мире. Согласно Диогену Лаэртскому, Пифагор первым назвал Вселенную «Космосом», т.е. упорядоченным гармоничным целым. Пифагор ввел понятие абстрактного мышления, ведь его способ мыслить числами, лишенными движения, и есть абстракция. Он один из первых философов, кто утверждал, что абстрактное, например числа, лежат в основе всего сущего. Эта идея оказалась революционной и заложила основы для дальнейшего развития философской мысли, послужив основой для возникновения так называемой элейской философской школы, возникшей в Древней Греции в VI-V веках до н.э. и изучавшей проблемы познания.
Чистая квинта
Философия Пифагора пронизана любовью к гармонии и порядку и в то же время полна романтики. По его мнению, звезда, солнечный свет, ветер — это... музыка! И ее тоже можно записать числами. Одним из важнейших вкладов Пифагора в музыкальную сокровищницу человечества является его теория музыкальных интервалов, так называемая «пифагорейская настройка». Суть ее в том, что интервалы между звуками могут быть выражены точными математическими пропорциями и что эти пропорции приводят к гармонии. Это не просто математическое уравнение, это мост между видимым и скрытым, между человеческим восприятием и абстрактным совершенством. Система музыкальной гармоники, которую легче всего настроить на слух, где соотношение частот всех интервалов основаны на пропорции 3:2, считается музыкантами всего мира «чистой», совершенной квинтой.
Пифагор верил, что числа и музыка связаны не только в теории уровня земной жизни, но и в устройстве самой Вселенной. Это утверждение привело его к концепции «музыки небесных сфер». Суть идеи в том, что планеты и звезды движутся по своим орбитам в соответствии с математическими принципами, создавая при этом гармоничные звуки – небесную музыку.
Человек ее слышит с рождения, поэтому не распознает и даже не осознает. Пифагор разработал теорию о движении звезд и планет вокруг Земли, считая Землю центром Вселенной. Для того времени это было колоссальным научным прорывом, мощнейшим толчком к дальнейшему исследованию Вселенной. «Суть вещей – это гармония и количество вращающихся сфер», – так говорил Пифагор.
Мера и запрет
Но вернемся от философии и науки к человеческой жизни их создателя. О семейной жизни философа известно крайне мало. Согласно легенде, наш герой, будучи приверженцем строгой морали, вступил в брак лишь единожды, когда ему было уже за пятьдесят. Его выбор пал на Феано, его молодую и, как утверждают некоторые современники, красивую ученицу. Она была дочерью другого пифагорейца Бронтина, а также математиком и музыкантом. У Феано с Пифагором было несколько детей, но их точное число неизвестно: где-то упоминаются два сына и одна дочь, где-то — четыре дочери.
Была в жизни Пифагора и другая женщина, оказавшая серьезное влияние на его мировоззрение. Звали ее Гипатия. Она также была его ученицей и считалась одним из наиболее влиятельных философов своего времени. С ней Пифагор проводил много времени в беседах и дискуссиях о смысле и устройства бытия. Современники отмечают, что учитель и ученица беседовали на равных.
Влияние пифагорейского союза на общество Кротона становилось все более мощным. Пифагорейцы верили в то, что материя и дух являются взаимосвязанными и что материя может быть изменена посредством музыки и гармонии, в то, что они могут общаться с богами и предсказывать будущее. Истинным пифагорийцем мог считаться только тот, кто ведет здоровый образ жизни, следует нормам строгой морали и избегает излишеств. «Все должно быть в меру», – говорил Пифагор.
Устав Пифагорейского союза изобиловал самыми неожиданными запретами. Например, Пифагор запретил любое употребление бобов. Он объяснял это тем, что поедание бобов отнимает у человека часть души, превращая ее в газ, выходящий из тела. Другой причиной отказа от бобовых является то, что они якобы содержат в себе души умерших. Кстати, и через тысячу лет этот гастрономический запрет великого философа не был забыт. Существует французская гравюра XVI века, на которой Пифагор, гуляя по саду, отворачивается от куста с бобами.
Согласно представлениям пифагорейцев, души людей после смерти могут поселиться в животных. Это учение привело к запрету на убийство животных, что стало основой характерного для пифагорейства вегетарианства. Сам философ не только воздерживался от мясоедства, но и сторонился охотников, утверждая, что тот, кто ест мертвых, загрязняет тело и разум.
Осуждал Пифагор и употребление спиртных напитков, сквернословие и любое невежественное поведение. Он призывал своих последователей побеждать страсти, поскольку тому, кто смог привезти собственную природу в гармонию, открывается гармония божественного. Посредством интеллектуальной и духовной дисциплины душа пробуждается к познанию, питая свою божественную природу.
В числе прочего Пифагор требовал от учеников и частичного воздержание от секса. Причиной такого запрета было его убеждение в том, что, извергая телесные жидкости, являющиеся частью души, человек теряет на время и часть своих сил. Поэтому удовлетворять сексуальные потребности следует зимой, а летом придерживаться полного воздержания, чтобы много работать.
Пифагорейцы вставали рано, до рассвета. После обязательной гимнастики они шли на берег моря встречать восход солнца. Затем определяли себе дела на день и усердно трудились. Вечером вся община снова отправлялась на море, на закате все дружно купались, затем ужинали и молились. День пифагорейца заканчивался осознанием того, как именно и на что было потрачено время жизни. После совместного чтения община засыпала.
Уже при жизни многие современники обожествляли Пифагора. Все большее количество граждан разделяло и его религиозно-философское учение. Пифагор учил, что в основе мироустройства – не царь, не тиран, не цезарь, и даже не Бог, а число. Чтобы познать мир, необходимо познать числа, которые им управляют.
Новаторские идеи Пифагора, рост его последователей и поклонников стали раздражать многих горожан. Среди пифагорейцев были представители знати, некоторые из которых пробовали менять законодательства в своих землях согласно учению, которое разделяли. Отношения между пифагорейцами и остальными гражданами города, становились напряженными. К тому же Пифагор не скрывал свои политические амбиции, стремление создать идеальное государство, основанное на своих философских идеях.
Начались конфликты, столкновения пифагорейцев и обычных граждан. Пифагор и его последователи были обвинены в стремлении к свержению существующей власти и даже в установлении тирании. Просвещение закончилось, начались кровавые расправы. Пифагорейцев сжигали заживо в закрытых помещениях во время их сборов. Впрочем, самому Пифагору удалось бежать с Самоса. А дальше...
От рассвета до заката
Покров тайны снова опускается на нашего героя. Великий ученый оставил этот мир так же загадочно, как и вошел в него.... Точные обстоятельства его смерти неизвестны. Одна из версий говорит о том, что он не пережил краха своего учения и гибели школы и добровольно ушел из жизни. Причем следуя строгому ритуалу очищения, отказавшись от пищи. Другая версия гласит, что он умер в изгнании или во время побега от преследователей. Третья версия предполагает и вовсе убийство: якобы великий муж пал жертвой вражды, возникшей на почве его учений. Даже с годом смерти нет ясности. То ли 490, то ли 495 год до н.э. В любом случае, Пифагор дожил до преклонного возраста, перешагнув восьмидесятилетний рубеж.
Его учение продолжало активно распространяться и после его смерти. Однако в V в. до н. э. происходит упадок пифагорейства. Что-то из основ пифагорейской философии было забыто и утеряно, а что-то модифицировано другими философами, такими как Платон и Аристотель. Так или иначе, несмотря на обрушившееся на нее забвение, пифагорейская философия повлияла на формирование других философских школ, причем таких непохожих друг на друга как эпикуреизм и стоицизм. Как известно, стоицизм – это учение об обретении внутренней опоры через самоконтроль и твердость в преодолении жизненных испытаний. А эпикуреизм – философия безмятежности, наслаждения жизнью, избавления от страхов и тревог. И то и другое помогает современному человеку не проваливаться в болезнь времени – депрессию, ощущать себя хозяином судьбы. Согласно своим убеждениям Пифагор оставил нам философию, которая учит искать и находить порядок в хаосе и гармонию – в борьбе противоположностей.
Пифагорейцы считали, что началом всего являются числа, поэтому основная философская направленность их учения нацелена на философию числа. Во времена Пифагора арифметическое понятие числа подверглось глубокой теоретической трансформации через философское осмысление его предметного содержания. Об этом пишут современные ученые Белорусского госуниверситета В.А Еровенко и Н.В. Михайлова в работе «Роль Пифагора и его школы в философском идеале нового математического знания».
Благодаря философскому пониманию математической аргументации и принципов математического доказательства древнегреческая математика проявилась как теоретическая наука. Полагая, что «математика есть философия», а «философия есть математика», взяв за основу положение об органичном родстве и существенной близости математического и философского знания, пифагорейцы считали математику и философию единым и неразличимым знанием. Они видели в математике один из «мостов», объединяющих философское и естественнонаучное мышление. До Пифагора математикой, как областью обоснованного знания, управляли египетские жрецы, которые хранили информацию и применяли ее в сакральных целях. Но именно в школе Пифагора были впервые выявлены философские и метафизические аспекты математики.
Пифагорейцы не просто развили математику, а и дали само название этой науке. С этого момента и до сегодняшнего дня математика существует как наука, а не как собрание древних практических рецептов. Именно Пифагор ввел в математику, прежде всего в геометрию, понятие доказательства, превратив геометрию в науку. И даже абсолютизировал числа и геометрические фигуры. Без этого не возникла бы сама математика как теоретическая наука, а далее – не появилось бы философское мышление как высшее проявление мышления абстрактного, которое именно Пифагором названо «философией».
Смысл математического познания в контексте мировой культуры состоит в неразгаданной загадке «непостижимой эффективности математики», которая обусловлена тем, что в сферу математических объектов входят все те формы, которые только могут существовать в мире. В современной математике в геометрических методах функционального анализа успешно реализован пифагорейский идеал математического знания. Абстрактный формальный объект рассматривается через совокупность выполняемых им функций.
Пифагорейская философия, математика и нумерология продолжают оставаться важными компонентами многих современных дисциплин, от физики до психологии. Теорема Пифагора, та самая про «штаны, на все стороны равны», остается фундаментальным понятием, используемым в геометрии и алгебре. Пифагорейская школа продолжает влиять на развитие мысли о природе и месте человека во Вселенной.
«Если можешь быть орлом, не стремись быть первым среди галок». «Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем». «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им нечего будет уронить над твоей могилой», - так говорил Пифагор... Его идеи — это не просто учение, это дорога, по которой и сегодня уверенно шагают ученые, философы, мечтатели. И каждый раз, глядя на ночное небо, мы можем увидеть те же звезды, которые манили и вдохновляли одного любознательного мальчика с острова Самос...
Алла Занимонец
Изображение на обложке: AI-generated by A.Romantsova