Михаил Ломоносов

Михаил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов – для русской культуры в полном смысле слова «ренессансный человек», подобный Леонардо да Винчи: универсальный мыслитель и творец, отличавшийся удивительной широтой интересов. Математика, астрономия, физика, химия, география, металлургия, геология, мореплавание, приборостроение, экономика, образование, лингвистика, историография, генеалогия, изобразительное искусство – все это живо интересовало его. Причем Ломоносов стремился рассматривать науки в совокупности, словно создавая макет мироздания.

Родители. Детство. Юность

Отец Михайлы (так при жизни называли ученого в соответствии с принятой тогда русской формой имени) происходил из государственных крестьян, не знавших крепостного права. Василий Ломоносов водил корабли, первым среди поморов построил гукор – двухмачтовое грузовое и промысловое судно по европейскому образцу – на котором занимался рыболовством и возил людей и товары. Жил он с семьей недалеко от Архангельска, рядом с Холмогорами, бывшими тогда довольно-таки большим городом, на Курострове в устье Северной Двины, в деревне Мишанинской. Поставил крепкий дом, рядом вырыл пруд, где разводил рыбу, чего не было ни у кого в окрестностях, и считался одним из самых зажиточных крестьян.

Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова находится на родине учёного — в селе Ломоносово Холмогорского округа Архангельской области. Рядом сохранился пруд, по преданию выкопанный отцом учёного Василием Дорофеевичем. Изображение: Николай Выморков/Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

Когда единственному сыну, родившемуся 8 (19) ноября 1711 года, исполнилось десять лет, Василий Дорофеевич начал брать его в море. Путешествия разжигали природную любознательность мальчика. Отец читать-писать не умел, но мать Михайлы, Елена Ивановна, в девичестве Сивкова, была дочерью дьяка и владела грамотой. Ее не стало, когда сыну исполнилось всего девять лет, но она успела дать ему начальные уроки. С тех пор он постоянно читал и учился. Все в окрестностях знали, что Михайло может и разъяснить старикам написанное в церковных книгах, и составить деловую бумагу.

Василий Дорофеевич, человек добрый, но, как писал сын, «в крайнем невежестве воспитанный», желал, чтобы его отпрыск продолжил отцовское дело. Однако у сына, как и у отца, в характере оказалось то, что Ломоносов назвал потом «благородной упрямкой».

Заниматься большим, прибыльным хозяйством Михайло не захотел. Жениться на сосватанной ему хорошей невесте отказался. Зато, узнав, что в Москву отправляется обоз с мороженой рыбой, девятнадцатилетний Ломоносов решил тайком уйти из деревни, предварительно, скорее всего за мзду, выправив себе паспорт. Чтобы не вызвать подозрения у родни, утром сел у окна и будто бы просто смотрел на улицу. А ночью, надев две рубашки и нагольный тулуп, бросился нагонять обоз.

Михаил Ломоносов, рисунок Михаила Знаменского (19-й век); образец почерка молодого М. Ломоносова. Изображения: Library of Congress; Serge Lachinov, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Придя в столицу, Ломоносов отправился в Славяно-греко-латинскую академию, которая была первым высшим учебным заведением в России. В академии преподавали старославянский язык, греческий, латынь, основы арифметики, географии, истории, стихосложение, богословие и другие науки. Людей из податных сословий туда не брали, и находчивый крестьянский сын Михайло написал, что происходит из дворян. Учащихся было мало, поэтому новичку поверили на слово. Впоследствии история с вымышленным «дворянством» вскрылась, но академическое начальство закрыло на нее глаза.

Жить новоиспеченному студенту приходилось на крошечную стипендию, однако денег у отца юноша не просил.

Санкт-Петербург. Марбург. Фрайберг

Вскоре часть студентов Славяно-греко-латинской академии пригласили учиться в Академию наук в Санкт-Петербурге. И в первый день 1736 года в числе десятка других своих однокашников Михайло прибыл в столицу. За два месяца учебы он выказал такие успехи, что его вместе с двумя товарищами решили направить за границу «с тем, чтобы они там усвоили себе начальные основания металлургии, химии и прочих относящихся сюда наук». Потребность в таких специалистах стала в тот момент особенно острой из-за начавшегося освоения Сибири.

Путь Ломоносова лежал в один из ведущих университетов Европы – Марбургский, где ему с товарищами предстояло заниматься у известного профессора Христиана Вольфа. Получив триста рублей, Михайло первым делом вернул земляку старый долг в семь целковых, а с оставшейся суммой отправился к берегам Германии.

Вид Марбурга (с немецкой гравюры Маннфельда, первая половина XVIII в.) - из книги "Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнеописание". Б.Н. Меньшуткин. 1911. Изображения: © МАЭ РАН

В Марбурге он успешно овладевал целым комплексом наук: химией, физикой, механикой, гидравликой, арифметикой, геометрией, тригонометрией, метафизикой, логикой. Отправил в Санкт-Петербург две диссертации по физике, изучал немецкий и французский языки, самостоятельно работал над теорией русского стиха, занимался рисованием.

Спустя некоторое время Академия перевела своих студентов в старинный город горняков, центр Рудных гор – Фрайберг. Целью было изучение металлургии у специалиста по горному делу Иоганна Генкеля. Однако скоро занятия у Генкеля перестали приносить Ломоносову пользу: он знал уже не меньше своего учителя и потому задумал возвращаться на родину. Из-за бюрократических проволочек сделать это ему удалось не сразу. Наконец в 1741 году, после четырех с половиной лет, проведенных в Европе, он вернулся в Россию.

Академия. Арест. Профессор

К тому моменту Ломоносов отлично изучил теорию и практику горного дела, экспериментальную и теоретическую физику, химию, философию и другие науки. Но получить обещанную должность экстраординарного профессора в Петербурге тем не менее не смог. Лишь после того, как Михаил Васильевич написал письмо императрице Елизавете Петровне, его назначали адъюнктом физического класса. Он начал читать лекции студентам, а также предложил организовать химическую лабораторию, однако на его предложение не обратили внимание. Очень скоро решительный и прямой Ломоносов вступил в противостояние с секретарем канцелярии Академии наук Иваном Шумахером, который не проявлял никакого рвения ради продвижения наук и ученых. Своего отношения к тем, кого не уважал, Ломоносов не скрывал. После стычки с одним из профессоров, случившейся в 1743 году, непокорного правдолюбца даже посадили под домашний арест и уполовинили ему жалование.

К тому времени Ломоносов, чьи представленные в Академию работы получили высокие оценки, заслуживал звания профессора, но после событий 1743 года академическое начальство медлило. Только в июле 1745 года ученый стал ординарным профессором химии с жалованием 500 рублей в год и дворянством. И наконец-то получил возможность организовать в Академии химическую лабораторию. Но, отказавшись от кафедры химии в порыве негодования по поводу очередной, на его взгляд, несправедливости, Ломоносов лишился и лаборатории. С тех пор он ставил опыты у себя дома и на своей стекольной фабрике в Усть-Рудице. По счастью, в те годы Ломоносов обрел покровителя – Ивана Шувалова, государственного деятеля и мецената, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, благодаря которому ученого начали принимать при дворе.

Макет Химической лаборатории М.В. Ломоносова. Изображение: © МАЭ РАН

За научные заслуги Ломоносову присвоили чин коллежского советника и назначили советником академической канцелярии. Он занимался гимназией и университетом при Академии, особенно заботясь о праве на учебу для представителей низших сословий.

Семья

Живя и учась в Германии, Ломоносов влюбился в дочь своей квартирной хозяйки, вдовы уважаемого в Марбурге человека, пивовара и члена городской думы. Ломоносов и Елизавета-Христина Цильх поженились в феврале 1739 года, а в мае 1740-го обвенчались в церкви реформатской общины Марбурга. Вскоре на свет появились двое ребятишек, которые умерли в раннем детстве. Однако, вернувшись из Марбурга, Ломоносов никому не сказал, что женат. Лишь спустя два года Елизавета-Христина отыскала мужа через российское посольство, и Ломоносов помог ей перебраться в Санкт-Петербург. Здесь в феврале 1749 года родилась их третья дочь Елена. Девочка была слабенькой, и отец сам занялся укреплением ее здоровья. Впоследствии Елена вышла замуж за домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II, родила сына и трех дочерей. Дочь Елены и внучка Ломоносова, Софья, стала женой героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского.

Характер

«…имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели», – вспоминал Ломоносов о годах учебы в Славяно-греко-латинской академии. В Германии они с друзьями порой так погружались в приятное времяпрепровождение, что профессор Вольф писал: «через меру предавались разгульной жизни и были пристрастны к женскому полу».

Ломоносов был способен расплакаться от доброго отношения и вспылить от чьих-либо поступков. Фрайбергский наставник, Генкель, чья мелочная опека уязвляла самолюбие Ломоносова, как-то раз дал ему задание в уничижительном тоне. После чего студент ушел к себе в комнату, находившуюся за стеной, и там выплеснул свое негодование. Как писал позже Генкель в рапорте в российскую Академию наук: «Во всеуслышание моей семьи начал страшно шуметь, изо всех сил стучал в перегородку, кричал из окна, ругался».

Кричал Ломоносов и на профессора астрономии Христиана фон Винсгейма, ругал его бранными словами и грозил даже, что «зубы поправит». Но он же хлопотал о пенсии семье погибшего во время опыта с электричеством коллеги по Академии, профессора Георга Рихмана.

Темпераментный, энергичный, экспрессивный, Ломоносов был готов драться с теми, кто вставал поперек его дороги и с такой же страстью относился к своему призванию и смело шел в науке вперед.

Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. Картина Ивана Фёдорова, 1884 год. Изображение: Wikimedia Commons

Достижения в науке и искусстве

  • Стихосложение. Грамматика.

Новая русская литература, которая в первой половине XVIII века только начинала складываться, не имела главного: собственного языка. В поэзии господствовал силлабический стих, не слишком подходивший для русского уха. У Ломоносова, имевшего поэтическую натуру, одним из первых и самых сильных интересов стало стихосложение. Еще учась в Санкт-Петербурге, Михайло купил книгу поэта Василия Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», которую взял с собой в Германию.

В результате его размышлений над трудом Тредиаковского на свет появилось «Письмо о правилах российского стихотворства», присланное Ломоносовым в 1739 году в Российское собрание при Академии наук. Он доказал, что по-русски можно писать вирши не только ямбом и хореем, но и другими размерами: анапестом, дактилем и их сочетаниями. Утверждал он также, что вполне возможно использовать наряду с женскими рифмами, как это было раньше, мужские и дактилические. В качестве примера Ломоносов приложил к «Письму» сочиненную им оду, посвященную недавней победе русского оружия, решившей исход войны с Турцией. Ода удивила академиков новым способом русского стихосложения, свободой, мощью и гармонией. С тех пор ее автор стал одним из ведущих поэтов и часто писал по заказу высокопоставленных лиц оды к важным событиям.

Свои находки в области языка Ломоносов стремился оформить в стройную систему. Так появилась его теория о «трех штилях». «Высоком», пригодном для поэм, од, трагедий и торжественных речей; «среднем», которым пишутся как «стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегии», так и прозаические тексты; и «низком», который позволяет рождать «комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел».

Прижизненное издание трудов М.В.Ломоносова, отпечатанное в типографии Московского университета. Изображение: МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Естественные науки и ремесла

«Универсальный человек» Ломоносов интересовался буквально всеми науками. Знания одного предмета перетекали у него в исследования другого. Такая широта научного взгляда позволяла ему опережать многих из современных ему ученых, а природные ум и смелость – делать дерзкие предположения, которые нередко оказывались верными.

Корпускулярно-кинетическая теория тепла. До Ломоносова было принято считать, что тепло передается некими флюидами – теплородом или флогистоном – и что масса вещества увеличивается благодаря проникновению в него теплорода. «Флюидной теории» придерживались англо-ирландский естествоиспытатель XVII века Роберт Бойль, чьи труды особенно привлекали Ломоносова, и Христиан Вольф. Ломоносов же был уверен, что все вещества состоят из корпускул, которые в свою очередь образованы «элементами». Позднее вместо «элемента» Ломоносов употреблял слово «атом», а вместо «корпускулы» – «частица» или «молекула». Тепло же, по мнению Ломоносова, возникает от движения частиц, то есть кинетически. Ломоносов первым высказал идею о роли внутреннего вращательного, или, в его терминологии, «коловратного» движения частиц в природе тепла. И своей корпускулярно-кинетической теорией приблизился к современному представлению о строении материи.

Кроме того, Ломоносов предполагал, что увеличение скорости вращения частиц способствует повышению температуры тела, а замедление и, наконец, прекращение предполагает наличие предельной, но недостижимой степени холода. Тем самым он, как считается, вплотную подошел к понятию абсолютного нуля и предвосхитил открытие второго начала (закона) термодинамики, осуществленное лишь столетие спустя.

Теория света и цвета. По представлениям Ломоносова, изложенным им в «Слове о происхождении света, новую теорию о цветах представляющем», в мировом пространстве, заполненном эфиром,тепло и свет могут распространяться независимо друг от друга. Тепло, как писал ученый, возникает благодаря вращательным движениям частиц, свет – колебательным, то есть имеет волновую природу. Советский физик Сергей Вавилов высоко ценил работы Ломоносова в области оптики, поскольку они «подготовили почву для развития теории световых волн».

Что касается возникновения цвета, то по мнению Ломоносова, частицы, присутствующие в эфире, делятся на три группы. Каждая из них отвечает за один из трех основных цветов: красный, желтый и голубой, а «прочие цвета рождаются от смешения первых».

Возникновение атмосферного электричества. Ломоносов полагал, что в атмосфере существуют восходящие и нисходящие движения: верхние слои воздуха охлаждаются, становятся тяжелее и опускаются, нижние же поднимаются. «Электрическое паров трение производится в воздухе погружением верхней и восхождением нижней атмосферы», – писал он. Чтобы доказать свою теорию перемещения воздушных масс, Ломоносов спроектировал летательный аппарат для подъема термометров и электрометров, но он не был построен.

Как писал Ломоносов, в его работах о природе электричества «на основании (…) опускания верхней атмосферы в нижнюю даются вполне приемлемые (если не угодно назвать их несомненными) объяснения внезапных холодов, сил молний, северных сияний, хвостов великолепных комет».

Физическая химия. Продолжая изыскания Бойля и своего учителя Христиана Вольфа, Ломоносов применил «к химии и физике мельчайших частиц» принципы математики и механики. Так появилась новая, созданная Ломоносовым на основе корпускулярно-кинетической теории наука – физическая химия. В написанной вскоре после возвращения из Германии работе «Элементы математической химии» (1741) Ломоносов впервые дал определение химии как науки, а не как искусства, которым она до той поры считалась: «Химия – наука об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное».

Геология. Металлургия. В своей речи «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757) Ломоносов говорил, что землетрясения происходят из-за «внутреннего жара Земли», который, в свою очередь, есть следствие движения корпускул. Написанный им учебник «Первые основания металлургии или рудных дел» (1742-1743) стал самым ранним в России учебным пособием по горному делу, хотя был издан только спустя два десятилетия. В нем Ломоносов рассказал о минералах, способах разведки и разработки рудных месторождений, об извлечении металлов из руд. Большое значение он придавал добыче золота, советуя искать его на Севере вопреки установившемуся тогда убеждению, что в северных краях этого благородного металла мало.

Исследуя вопросы происхождения различных веществ, Ломоносов писал о том, что торф образуется из растительных и животных останков, и первым понял, что чернозем является продуктом гниения органики, а янтарь представляет собой застывшую смолу.

Открытие атмосферы у планеты Венера. Многие годы Ломоносов вел астрономические наблюдения и в ходе одного из них неожиданно для себя сделал важное открытие. 6 июня 1761 года планета Венера должна была проходить через диск Солнца. Многие астрономы готовились наблюдать это явление. Ломоносов же не думал о каких-либо открытиях, а «любопытствовал больше для физических примечаний». Он наблюдал Венеру в небольшую трубу сквозь «весьма не густо закопченное стекло». И «увидел, наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде равен». Многие наблюдатели заметили, что вокруг Венеры появился светлый ореол, но именно Ломоносов сделал следующий вывод: «Планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается вокруг нашего шара земного». О своем открытии Ломоносов публично рассказал в «Слове о явлении Венеры на Солнце», которое было вскоре напечатано на русском и немецком, но на статью не обратили внимания. Спустя три десятилетия атмосферу Венеры заново открыли независимо друг от друга английский астроном Уильям Гершель и немецкий – Иоганн Шрётер. Но оптический эффект при прохождении Венеры по диску Солнца, доказывающий наличие у нее атмосферы, назвали «явлением Ломоносова».

Телескоп из коллекции ученого. Изображение: © МАЭ РАН

Наука о стекле. Любимая Ломоносовым физическая химия и его теория цвета получили свое практическое воплощение, когда он начал создавать «разноцветные стекла к мозаичному художеству». В то время главным недостатком стекольного производства в России была скудная цветовая гамма. Увидев привезенные из Италии мозаичные картины, Ломоносов загорелся мыслью о возрождении ремесла, которое существовало в домонгольской Руси, и попросил пристроить к своей химической лаборатории дополнительное помещение, где стал изготавливать цветные стекла.

Ломоносов непрерывно совершенствовал разработанную им технологию варки прозрачных и непрозрачных, «глухих» стекол, или смальты, проведя несколько тысяч опытов и варьируя доступные ему вещества и приемы химической обработки, строго соблюдая, что было новшеством, дозировку компонентов, изучая их воздействие на свойства стекла и углубляясь в свою теорию света. Так путем использования меди он добивался то глубоких оттенков красного, то бирюзового, то зеленого. Ломоносов еще и заново открыл утраченный секрет «золотого рубина» – красного стекла, в состав которого добавляют золото.

Мозаичный портрет цесаревны Анны Петровны Ломоносовская мозаичная мастерская, с. Усть-Рудица. 1764; Ваза., Россия. XVIII в. Смальта, гранение. Изображение: © МАЭ РАН

Позже Ломоносов решил открыть собственную стекольную фабрику. Предприятие должно было не только развивать производство цветного стекла в Российской империи, но и дать возможность зарабатывать деньги для научных исследований.

С помощью Ивана Шувалова, обратившегося к Елизавете Петровне, Ломоносов получил государственный заем в 4000 рублей и большой участок земли с деревнями и, соответственно, крестьянами для работы на стекольном производстве, находившийся недалеко от Ораниенбаума на мызе Усть-Рудица. Фабрика открылась в 1754 году и просуществовала двенадцать лет. Там выпускали смальту, «галантерейные изделия», столовые сервизы, письменные и туалетные приборы, большие дутые фигуры, садовые украшения и др. Ломоносов попросил прислать ему двух помощников из Академической рисовальной школы, чтобы те делали эскизы и картоны для будущих мозаичных композиций. На фабрике выполнили девять портретов российских императоров и их приближенных, пять изображений религиозной тематики и одно огромное панно «Полтавская баталия». Она была готова к 1764 году и оказалась единственной законченной мозаичной сценой из задуманного Ломоносовым грандиозного проекта по украшению мозаиками Петропавловского собора. Позже «Полтавская баталия» заняла свое место на лестничной стене в здании Академии наук в Санкт-Петербурге.

Мозаика «Полтавская баталия». Изображение: Serge Lachinov/CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons
  • Развитие науки в России

Московский университет. Сам много учившийся и искавший себе лучших учителей, Ломоносов большое значение придавал образовательным учреждениям. В конце весны – летом 1754 года он обсуждал с Иваном Шуваловым идею университета, который предполагалось создать в Москве. Ломоносов предложил организовать три факультета: юридический, медицинский и философский, то есть его проект предполагал почти такое же устройство, которое было принято со времен Средневековья в европейских университетах. Шувалов вспоминал, что «Ломоносов тогда много упорствовал в своих мнениях и хотел удержать вполне образец Лейденского с несовместными вольностями».

«Проект об учреждении Московского университета» был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 января по старому стилю 1755 года, в день святой Татианы. После перехода на «новый стиль» день этой святой стал отмечаться православной церковью 25 января. Этот же день празднуется и как День основания Университета. Ни в одном документе, касающемся создания нового учебного заведения, имя Ломоносова не упоминается. Только в 1825 году, когда было опубликовано его письмо к графу Шувалову с предложениями об устройстве университета, стала понятна роль русского ученого в этом важном деле. Как верно заметил Пушкин: «Шувалов основал университет по предначертанию Ломоносова». В знак признания заслуг ученого и просветителя 7 мая 1940 года Московскому университету было присвоено его имя.

Памятник М. Ломоносову рядом с главным зданием Московского государственного университета. Изображение: Кузьмичёнок Василий/Агентство «Москва»

Смерть Ломоносова

Ломоносов заболел воспалением легких и умер 15 апреля по новому стилю 1765 года. Похоронен он был в Александро-Невской лавре. На его могиле граф Михаил Воронцов, покровительствовавший Ломоносову и глубоко переживавший его смерть, установил за свой счет мраморную стелу. В эпитафии есть такие слова: «Разумом и науками превосходному знатным украшением Отечеству послужившему красноречия стихотворства и истории Российской учителю».

Интересные факты о Михаиле Ломоносове

  • Подростком, увидев в домашней библиотеке соседа, у которого Михайло учился, «Арифметику», «Грамматику» и «Псалтырь», он принялся выпрашивать их и не отстал, пока не получил заветные книги. Но штудировать их приходилось, по воспоминаниям Ломоносова, «в уединенных местах и терпеть стужу и голод», скрываясь от домашних.
  • В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов оказался старше всех. «…школьники, малые ребята, – вспоминал он, – кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!»
  • Будучи в Германии и учась с утра до вечера, Ломоносов ухитрялся находить свободное время для занятий фехтованием и даже танцами. За все это надо было платить, и Михайло с приятелями назанимали денег. Он и на хорошую одежду потратился и, конечно, на книги. Пришлось объясняться с Академией наук в Санкт-Петербурге. Но когда друзья увидели, как за них заплатили долги, раскаивались и сокрушались. «При этом, – писал их наставник Вольф, – Ломоносов, от горя и слез, не мог промолвить ни слова».
  • Возвращаясь из Амстердама в Марбург, Ломоносов решил заночевать на постоялом дворе и познакомился там с прусским офицером. Который, как выяснилось, вербовал солдат в армию. Офицер пригласил молодого рослого парня отужинать с ним, Ломоносов согласился. Выпил, уснул, а утром обнаружил у себя на кафтане знак отличия прусской армии. В кармане лежали деньги. Вместе с другими рекрутами Михайлу отвели в крепость. Выглядывая в окно и тайком обозревая местность, он принялся строить план побега и, улучив ночью момент, удрал.
  • Постепенно химия стала для Ломоносова чем-то вроде отдохновения от прочих трудов. Он писал в 1753 году не без юмора: «… и так уповаю, что мне на успокоение от трудов, которые я на собирание российской истории и на украшение российского языка полагаю, позволено будет в день несколько часов, чтобы их вместо бильярду употребить на физические или химические опыты, которые мне не только переменою действия вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют».

Ирина Кравченко

Изображение на обложке: AI-generated by A.Romantsova

Сирийское святилище в Риме. Загадка древнего культа
Кошки копируют мимику. Что это значит для их общения