По прямой. Носители русского языка воспринимают время через ментальную линию

Ученые Института когнитивных нейронаук НИУ «Высшая школа экономики» выяснили, что подсчет часов, дней недели и месяцев автоматически активирует горизонтальную ментальную линию в сознании русскоговорящих участников. Полученные данные позволят усовершенствовать программы школьного образования, а также дизайн приложений по тайм-менеджменту.

Для выживания необходима ориентация во времени, однако в процессе эволюции человек не развил специальных рецепторов, отвечающих за это восприятие, потому использует дополнительную модальность — пространство. Так, представители западных культур жестикулируют вправо, когда говорят о будущем, и влево, — когда о прошлом. Исследователи отмечают, что такая ориентация временной ментальной линии может определяться направлением чтения и письма в конкретном языке. Например, носители иврита, читающие слова справа налево, воспринимают время как ориентированное справа налево. Однако большинство исследований на тему временной ментальной линии посвящено носителям английского языка, что ограничивает теорию и не позволяет расширить выводы на другие культуры.

Ученые выясняли, вызывает ли восприятие слов, обозначающих время, автоматическое появление горизонтальной ментальной линии в сознании людей. И если да, то опираются ли они на пространственную модальность, когда думают в масштабах года, недели или часов.
В эксперименте приняли участие 54 носителя русского языка. Участники слушали названия месяцев (например, февраль), дней недели (например, вторник) и часов (например, 9 часов утра), потенциально смещающих внимание в левую (например, вторник) или правую (например, суббота) часть пространства. После этого их просили указать точку на горизонтальном отрезке (например, понедельник — пятница), где может находиться предъявляемое слово.

Ученые исходили из гипотезы, что, если обработка единиц времени сопровождается автоматическим сдвигом зрительного внимания участников в левую или правую сторону, то это смещение должно отображаться в соответствующих реальных сдвигах моторных ответов участников. Полученные результаты эксперимента подтвердили догадки. При обработке слов с левым/правым семантическим смещением участники систематически сдвигались в более левую/правую сторону в координатах моторных ответов.

Исследователи также отмечают, что горизонтальная ментальная линия активируется чаще для часов, чем для дней недели и месяцев. Это может быть связано с тем, что для подсчета недель и месяцев представители русской культуры опираются на более сложные ментальные схемы, такие как круг или сетка календаря.

Пресс-служба НИУ ВШЭ