Спецвыпуск «РАН: крупным планом». Ядро в оболочке

    Спецвыпуск «РАН: крупным планом». Ядро в оболочке

    Вузы готовят специалистов в сотрудничестве с РАН и бизнесом.

    Отечественная микроэлектроника как ключевой элемент технологического суверенитета России сегодня находится в фокусе внимания государства. Однако мощный импульс, заданный программами развития, наталкивается на серьезное препятствие - острейший дефицит кадров. Эта тема затрагивалась на многих мероприятиях Российского форума микроэлектроники. Проблема нехватки специалистов, от инженеров-разработчиков до технологов и операторов оборудования, стала центральной темой дискуссии на круглом столе «Кадровое обеспечение электронной промышленности. По замечанию модератора мероприятия проректора МИЭТа Алексея Переверзева, проблему усугубляет «здоровый скепсис потребителя, который не готов поставить новую установку к себе на фабрику или применять новый инструмент проектирования». А без доверия бизнеса и подготовленных кадров даже успешные опытно-конструкторские разработки рискуют остаться на полках. «Продуктом эти опытные образцы станут только тогда, когда вокруг них образуется экосистема, связанная с подготовкой кадров, сервисом, постановкой технологий - словом, со всем тем, что до недавнего времени обеспечивалось зарубежными компаниями», - подчеркнул проректор МИЭТ.

    Цифры и вызовы

    Глубину и серьезность проблемы нехватки кадров продемонстрировали цифры в презентации модератора. Число сотрудников российских компаний-разработчиков систем автоматического проектирования (САПР) для микроэлектроники оценивается в одну тысячу человек, в то время как в зарубежных компаниях работают больше 36 тысяч. В сегменте разработки технологического оборудования цифры аналогичны.

    Государственная «Комплексная программа развития электронного машиностроения до 2030 года» ставит амбициозные цели: обеспеченность российскими САПР, которая в 2023 году составляла 3%, к 2030-му должна стать стопроцентной, а доля отечественного технологического оборудования для микроэлектроники за тот же промежуток времени - вырасти с 12% до 70%. Достижимость этих показателей напрямую зависит от решения кадрового вопроса.

    А.Переверзев обозначил актуальные проблемы отрасли: критическая зависимость от иностранного оборудования и программного обеспечения, санкционные ограничения, недостаток опытных специалистов с реальным промышленным опытом, длительный период адаптации молодых специалистов, отсутствие современных производственных инструментов в образовании. По словам модератора, необходимо «всеми силами поддерживать развитие комплексной инфраструктуры на базе университетов».

    Кадровый ответ

    «Безусловно, нужно создавать некую экосистему внутри университета совместно с нашими партнерами, региональной властью, другими университетами», - согласился ректор ТУСУР Виктор Рулевский. В ТУСУРе путем объединения трех факультетов был создан Институт радиоэлектронной техники, в котором магистры учатся по программе Передовой инженерной школы в области электронного приборостроения и систем связи. В рамках этого института созданы несколько дизайн-центров, учебно-технологический центр, центр коллективного проектирования. Студентов с первого курса погружают в проектную деятельность. Также в университете подготовлен проект создания к 2029 году учебно-научного технологического центра, где будут адресно готовить различных специалистов в области микроэлектроники, причем выпускать их целыми проектными командами. Проект получил всестороннюю поддержку, он включен в Программу научно-технологического развития Томской области до 2030 года. А недавно было подписано соглашение о создании консорциума электроники и беспилотных технологий, куда вошел и ТУСУР. Это поможет всем участникам кластера синхронизировать свои стратегии развития, а университету еще и гибко менять образовательные программы.

    Ставку на гибкое изменение программ делает и УрФУ. И. о. ректора УрФУ Илья Обабков представил модель программы с жестким «ядром» (математика, физика и т. д.) и динамичной оболочкой из сотни спецкурсов, которые читают представители более 60 компаний. Успешным примером кооперации с бизнесом стала связка УрФУ с холдингом, объединяющим АО «Светлана-Рост», РПО «Карат» и Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь». Единая система управления в холдинге упрощает взаимодействие с вузом и ускоряет реализацию образовательных проектов.

    Фундамент для прорыва

    Особая роль в подготовке кадров высшей квалификации принадлежит Российской академии наук. Директор Института квантовых технологий Московского физико-технического института (МФТИ) член-корреспондент РАН Виктор Иванов рассказал о классической системе Физтеха, суть которой - персонализированный подход. Он заключается в том, что студент после получения крайне интенсивного базового университетского образования уже с третьего курса вовлекается в научно-исследовательскую работу, которая прописана в расписании занятий и ведется не в университете, а на базовых кафедрах, располагающихся в различных организациях и возглавляемых ведущими учеными. Для студента руководителем должен быть как минимум кандидат наук, для аспирантов - доктор наук. «Из 139 базовых предприятий МФТИ примерно 40% - институты Российской академии наук», - подчеркнул В.Иванов. Благодаря симбиозу фундаментальной науки и инженерного образования создается уникальная среда для подготовки специалистов, разрабатывающих прорывные технологии, что подтверждается успехами российских ученых в области квантовых сенсоров и фотоники.

    В последние годы МФТИ подписывает с базовыми предприятиями специальное соглашение, в которое сейчас включают пункт об оплате работы студента. При этом МФТИ добавляет из своих средств такую же сумму.

    Начинать со школы

    Представители всех университетов, выступившие на круглом столе, подчеркнули, что начинать готовить специалистов для отрасли надо со школьной скамьи. Так, ректор ТУСУРа поделился опытом создания 52 инженерных классов в школах Томской области. Система адресной подготовки, включающая и работу с учителями, дала впечатляющий результат: средний балл ЕГЭ абитуриентов вырос в среднем на 27 пунктов. «Такая модель дает возможность подготовить специалистов, мотивированных работать именно в области радиоэлектроники», - подчеркнул ректор. В МФТИ работа со школьниками давно поставлена на системных уровень - заочная физико-техническая школа МФТИ известна всей стране.

    Что в итоге

    Как показало обсуждение на круглом столе, кадровый кризис в микроэлектронике не решить разовыми мерами. Необходим синергетический эффект от объединения усилий государства, фундаментальной науки, образования, индустриальных партнеров. Только такая консолидированная экосистема способна обеспечить подготовку инженеров, которые определят технологический ландшафт будущей России.

    Наталия БУЛГАКОВА

    Обложка: фото с сайта tusur.ru

    Спецвыпуск "РАН: крупным планом". Световой прорыв
    Спецвыпуск "РАН: крупным планом". Расчет в нанометрах