Будущее микроэлектроники определяют молодые ученые.
Люди старшего поколения наверняка помнят лозунг: «Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым». Сегодня можно только грустно улыбнуться над этой фразой, но ведь мысль-то по сути верная: то, каким будет будущее, во многом зависит от молодежи. И надо отдать должное РАН - понимание это в деятельности академии присутствует.
Стало уже традицией накануне Российского форума микроэлектроники проводить Школу молодых ученых (ШМУ). Ее основатель, вдохновитель, организатор и председатель Программного комитета - академик Евгений ГОРНЕВ (на снимке), заместитель руководителя приоритетного технологического направления по электронным технологиям, лауреат Государственной премии СССР и премий Правительства РФ, а также почетный профессор и заместитель заведующего базовой кафедрой МФТИ. В феврале следующего года стаж его работы в микроэлектронике составит 60 лет.
По окончании форума академик ответил на вопросы «Поиска».
– Евгений Сергеевич, как зародилась эта традиция? Как давно Школа проходит?
– Я всегда придерживался принципа, что к работе надо привлекать молодежь, чтобы обеспечить преемственность и дальнейшее развитие науки. Микроэлектроника меняется очень быстро, технологии сегодняшнего дня значительно отличаются от тех, которые были 15-20 лет назад. Когда я работал заместителем генерального директора по науке НИИМЭ, мы ежегодно проводили научные конференции для предприятий, и на них обязательно была молодежная секция. Очень многие результаты в отечественной микроэлектронике были получены, во-первых, в НИИМЭ, во-вторых, благодаря молодым. Я стал главным инженером «Микрона» (он тогда был опытным заводом НИИМЭ) в 32 года. Примерно в таком же возрасте возглавил НИИМЭ Геннадий Яковлевич Красников. То есть молодежь у нас всегда была на виду, работа с ней поддерживалась, начиная с первого директора НИИМЭ Камиля Ахметовича Валиева.
Двенадцать лет назад, когда в стране подготовка специалистов по микроэлектронике была практически развалена (если все можно купить за рубежом, кадры не особо нужны), мы с Г.Я.Красниковым организовали при МФТИ базовую кафедру, правильно рассчитав, что общая подготовка по физике студентов Физтеха позволит качественно готовить специалистов для микроэлектроники. Теперь эта базовая кафедра, одна из самых больших в МФТИ.
А потом стало ясно, что ребятам нужна научная среда. И в 2019 году я инициировал создание первой Школы молодых ученых. Эту идею поддержал Г.Я.Красников. Среди организаторов были МФТИ, МИЭТ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИРЭА, МИСИС и МИЭМ. Школа прошла в Гурзуфе, в детском лагере НИИМЭ, и участниками были студенты этих шести вузов. Тогда же мы установили связи с Крымским федеральным университетом им. Вернадского и Севастопольским университетом. Вот так все начиналось. При поддержке председателя Программного комитета Форума «Микроэлектроника» Г.Я.Красникова на комитете было принято решение студентов и аспирантов, желающих участвовать в форуме, заслушивать в секциях Школы. Проведение ШМУ по микроэлектронике поддержано также Минобрнауки России.

В этом году Школа молодых ученых прошла уже в седьмой раз. Работали 13 секций, среди них - две новых - квантовых вычислений и биомедицинской электроники. Одной из самых больших оказалась секция нейроморфных вычислений и искусственного интеллекта. Зарегистрировались в общей сложности 384 участника из 81 университета и научных организаций. Около 80 участников Школы работали в удаленном режиме.
Руководители секций отметили 45 лучших докладов представителей 23 университетов и научных организаций. Награждение отличившихся прошло на открытии форума.
Школа - это еще и процесс обучения. Выступают со своими докладами ведущие ученые, потом молодые. Каждое выступление обсуждается. Все доклады очень интересные, на высоком уровне. Объясняю это тем, что ребята были хорошо мотивированы тем, что выступают на таком серьезном форуме.
– На круглом столе с участием Г.Я.Красникова и министра науки и высшего образования В.Н.Фалькова вы подняли вопрос о работе молодежных лабораторий. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– В прошлом году мы в Школе молодых ученых впервые организовали секцию молодежных лабораторий, созданных Минобрнауки, заслушали представителей нескольких из них. Стало понятно, что в этом есть смысл: часть лабораторий создана в неспециализированных вузах, там у ребят большой риск замкнуться в себе. А в Школе они рассказывают о своих результатах, отвечают на вопросы, порой довольно жесткие. В этом году мы заслушали уже восемь лабораторий, отметили две очень хороших: Нижегородского университета им. Лобачевского и МИЭТ. На круглом столе я предложил В.Н.Фалькову сделать такую практику постоянной для всех молодежных лабораторий, чтобы их эффективность оценивали не чиновники - по показателям, а ученые - по сути. Выявляли бы проблемы, давали бы рекомендации. Министр согласился. Так что теперь готовим официальное предложение министерству.
– Это очень хорошо согласуется с экспертной ролью РАН. Ведь в работе Школы участвуют и представители академии?
– Да, совершенно верно. В Программном комитете ШМУ принимают активное участие академик С.А.Никитов, член-корреспонденты В.В.Иванов, К.О.Петросянц, Д.В.Рощупкин. В методическом плане Школа действует согласованно с Научным советом ОНИТ РАН «Фундаментальные проблемы элементной базы информационно-вычислительных и управляющих систем и материалов для ее создания».
– Есть ли у вас планы по дальнейшему развитию Школы? Если да, то какие?
– Я вижу свою задачу прежде всего в том, чтобы расширять географию участников - не ради количества, а для того, чтобы поднимать качество подготовки специалистов. Чтобы ребята из более слабых университетов могли равняться на сильных коллег, чтобы проявлялся соревновательный дух.
– Вы формируете научное сообщество будущего в своей Школе. Сейчас ребята знакомятся, общаются, налаживают связи. А ведь лет через 10-20 именно они будут определять состояние микроэлектроники в стране.
– Да, согласен. Если мы хотим, чтобы наша отрасль развивалась, нужно действовать только через молодежь.
– Можете поделиться вашими впечатлениями от форума?
– Считаю, что такие мероприятия очень полезны. Они дают возможность новых контактов, помогают гораздо быстрее наладить коммуникацию. Качество докладов с каждым форумом растет, видна отдача. А еще, что очень важно, эти форумы привлекают людей, принимающих решения. И те видят, что выделяемые деньги в песок не уйдут, есть кому решать поставленные задачи. Они видят результаты. И все это вместе работает на развитие отечественной микроэлектроники.
Наталия БУЛГАКОВА
Обложка: фото предоставлено Е.Горневым


