Выбираемся из башни

    Выбираемся из башни

    Представлен очередной выпуск рейтинга «Три миссии университетов».

    В мире, одержимом измерениями и цифрами, академические рейтинги давно превратились из сухих статистических отчетов в мощные инструменты формирования реальности. Они влияют на репутацию вузов, распределение многомиллионных бюджетов и, в конечном счете, на выбор тысяч абитуриентов по всему миру. Однако долгое время эти рейтинги напоминали кривое зеркало, зацикленное на узком наборе показателей: публикационной активности в западных журналах и цитируемости. В этой системе координат университеты многих стран, включая Россию, в некотором смысле были обречены на периферийные позиции. Ситуацию начала менять разработка Московского международного рейтинга «Три миссии университета», который не стремился просто скорректировать существующие методики, а предложил принципиально иную философию оценки высшей школы.

    Рейтинг, формирование которого было инициировано Российским союзом ректоров, с самого начала был нацелен на создание прозрачной и объективной системы оценки университетов. Его оператором выступила Ассоциация составителей рейтингов России. При ранжировании применяются исключительно объективные критерии, базирующиеся на официальных данных, включая публичные отчеты вузов, а также на информации авторитетных международных провайдеров. Репутационные опросы, результаты которых нередко могут выражать субъективное мнение, полностью исключены из методологии. Пилотная версия рейтинга была презентована еще в 2017 году, его надежность подтверждена независимым аудитом компании, входящей в глобальную сеть PwC, что придало проекту дополнительную весомость в академической среде.

    Представленный 14 октября на съезде Российского союза ректоров новый выпуск рейтинга-2025 продемонстрировал, что в глобальном зачете безоговорочным лидером второй год подряд остается Массачусетский технологический институт, сменивший на пьедестале Гарвард. За ними выстроились классические британские гиганты - Оксфорд и Кембридж, а замыкает пятерку Стэнфордский университет. Что же касается отечественных вузов, то в двадцатке лучших есть один российский представитель - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ), занявший 17-ю строчку.

    Суть «трех миссий» раскрывается в самой структуре рейтинга. Почти половина веса показателей (45%) отводится образованию и академической работе, что подчеркивает фундаментальную задачу вуза - учить. Еще 25% оценивают научную деятельность, неотрывную от учебного процесса. Но ключевое отличие от других исследований - это вес (30%) оценки третьей миссии: «университет и общество». Именно этот критерий, долгое время игнорировавшийся международными рейтингами, вывел российские и многие другие университеты из развивающихся стран на новый уровень видимости. Речь идет о выходе из «башен из слоновой кости», о прямом взаимодействии с обществом через открытые лекции, волонтерские программы, реализацию проектов, приносящих пользу городу и региону, поясняет суть «третьей миссии» директор Института образования Высшей школы экономики Евгений Терентьев.

    Ректор МГУ Виктор Садовничий не скрывает удовлетворения: именно учет «третьей миссии» был высоко оценен зарубежными экспертами.

    – Мы сделали вклад в мировую академическую систему рейтингования, задали им новый вектор развития. Сейчас ему следуют все ведущие составители рейтингов, - подчеркнул он, выступая на недавнем заседании Российского союза ректоров.

    Однако несмотря на признание и успешный аудит PwC, многие страны, по словам В.Садовничего, опасаются активно использовать российский рейтинг без официальных разъяснений со стороны Министерства науки и высшего образования. Ректор напрямую обратился к Валерию Фалькову с просьбой поддержать рейтинг рекомендацией при организации международного взаимодействия, чтобы «Три миссии университета» не замещались зарубежными аналогами.

    Эта просьба звучит на фоне обнадеживающей статистики - количество участников рейтинга увеличивается из года в год. Как отметил Дмитрий Гришанков, глава Ассоциации составителей рейтингов, доля вузов стран БРИКС в мировом рейтинге неуклонно растет: с 24% в 2021 году до более чем 32% в 2025-м. Это свидетельствует о стремительном сокращении дистанции между традиционным «Глобальным Севером» и динамично развивающимися странами. Сам рейтинг активно продвигается на площадках БРИКС и ШОС, а до конца года ожидается публикация второго рейтинга университетов специально для стран этой ассоциации.

    Об успехах российских вузов в этой новой системе координат говорят цифры. За МГУ (на 17-м месте) следуют Санкт-Петербургский государственный университет, поднявшийся на 47-ю строчку, и Московский физико-технический институт (на 59-й). Всего в престижный топ-2000 вошли 156 российских университетов из всех федеральных округов, что вывело Россию на третье место в мире по представленности в рейтинге после США (258 вузов) и Китая (233). Для таких вузов, как МГТУ им. Н.Э.Баумана, занявший 290-е место в мире, высокие позиции - это результат синергии сильной инженерной школы, активной научной работы и успешного внедрения разработок в практику через значимые общественные проекты. Хорошо проявляет себя и Сеченовский Университет, который не только удерживает звание лидера среди российских медицинских вузов пятый год подряд (14-я строчка в национальном зачете), но и демонстрирует впечатляющие результаты в глобальных рейтингах. Он остается единственным российским университетом в топ-200 мирового рейтинга QS по направлению «Медицина», что доказывает успешную интеграцию всех трех миссий.

    Конечно, новая методология не идеальна и, по признанию экспертов, может вызывать вопросы. Но сам факт ее появления и активного использования уже изменил правила игры. Как отмечает профессор Финансового университета Александр Сафонов, традиционные международные рейтинги изначально содержали системный перекос, поскольку в значительной степени опирались на публикации в англоязычных научных журналах. Для российских исследователей доступ в эти журналы был часто ограничен, что создавало искусственный барьер и не позволяло в полной мере отразить научный потенциал отечественных вузов в глобальных оценках.

    – При составлении рейтинга мы можем быть более объективными к себе, так как мы учитываем то, что не принимают во внимание зарубежные организации, - поясняет он.

    Таким образом, рейтинг «Три миссии университета» предлагает перспективную альтернативу устоявшимся глобальным системам оценки, пытаясь учесть многогранную природу современного университета. Его ценность заключается не столько в конкретных позициях того или иного вуза, сколько в самой попытке расширить понятие академического превосходства, включив в него социальную ответственность и просветительскую функцию высших учебных заведений. Однако будущее этого рейтинга будет зависеть от его способности преодолеть скептицизм международного академического сообщества и доказать свою методологическую состоятельность в условиях нарастающей геополитической фрагментации. Успех будет измеряться не только растущим представительством стран БРИКС, но и тем, насколько предложенная модель сможет стать по-настоящему универсальным языком для диалога о качестве высшего образования в XXI веке.

    Татьяна ЧЕРНОВА

    Обложка: photogenica.ru

    У самого восхода
    Лаборатории традиций