Важно, как дыхание

    Важно, как дыхание

    Научная дипломатия служит интересам страны.

    Представители ведущих научных и образовательных организаций и сотрудники профильных министерств приняли участие в научно-практической конференции «Российская дипломатия - отечественной науке», организованной Российским центром научной информации и Дипломатической академией МИД России (далее - Академией) в апреле.

    Мероприятие прошло на площадке Академии, которая, как отмечено официальным представителем МИД России Марией Захаровой в приветствии к участникам конференции, «традиционно выступает мостом между учеными и дипломатами». Модератор мероприятия проректор по экспертно-аналитической работе - руководитель Института актуальных международных проблем Академии Олег Карпович пояснил, что в здании в Большом Козловском переулке, где проводилось мероприятие, раньше проходила защита докторских и кандидатских диссертаций высокопоставленных государственных деятелей многих стран.

    Целью проведения научно-практической конференции были заявлены обсуждение взаимодействия науки и дипломатии и выработка практических рекомендаций по их улучшению. В ходе двух сессий планировалось рассмотреть как исторические аспекты этого сотрудничества, так и его текущее состояние и формирование ответов на современные вызовы.

    Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и образованию Сергей Кабышев в приветственном слове отметил, что «сотрудничество дипломатии и отечественной науки проверено временем и уходит корнями в историческое прошлое нашей великой страны. Российская дипломатия всегда поддерживала ученых, порой в очень сложных внешнеполитических условиях создавала возможности для их работы».

    М.Захарова напомнила о многовековых традициях взаимодействия науки и дипломатии в нашей стране: «Петр Великий создавал Академию наук с учетом международного опыта, приглашая ведущих мировых ученых. В XX веке дипломатическая поддержка позволила заложить основу грандиозного атомного проекта, программ освоения космоса». Особое внимание она акцентировала на современных задачах, когда в условиях технологических прорывов и геополитических изменений поддержка науки становится стратегическим приоритетом внешней политики.

    В развитие темы прозвучало приветствие вице-президента РАН и почетного доктора Академии академика РАН Владислава Панченко, который отметил, что связи науки и дипломатии в нашей стране имеют глубокие корни. «Выдающиеся российские дипломаты были интеллектуалами, исследователями, учеными». Он напомнил также о выдающихся российских политических деятелях: канцлере Российской империи Александре Горчакове, ставшем почетным членом Петербургской академии наук; министре иностранных дел Андрее Громыко, работавшем в Институте экономики; российском политическом и государственном деятеле академике Евгении Примакове, возглавлявшем ИМЭМО РАН и созданное им Отделение глобальных проблем и международных отношений РАН.

    «Сегодня Академия наук проводит последовательную единую с дипломатией линию в отстаивании национальных интересов и приоритетов нашей страны. По поручению президента РАН Геннадия Красникова ведет работу Межведомственный координационный совет по международному научному и научно-техническому сотрудничеству при президенте с участием руководства МИД и обеих палат Федерального Собрания. Мы признательны нашим коллегам-дипломатам за тесное взаимодействие при содействии МИД России. Академией заключены и реализуются более 200 соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Ведутся работы во Вьетнаме, Монголии, на Памире и в других частях земного шара. По поручению Президента России Владимира Владимировича Путина РАН сегодня координирует работу по созданию Центра биологических исследований в Эфиопии, который станет флагманским проектом нашего сотрудничества с Африкой. Все это является, несомненно, примером научной дипломатии. В этой связи выбор темы конференции как никогда актуален. Поддержка дипломатии необходима для успешной реализации крупных проектов двухстороннего и многостороннего научного сотрудничества. Убежден, что настоящая конференция послужит интересам развития международного научного сотрудничества, даст новые знания для подготовки высококвалифицированных кад­ров в сфере научной дипломатии, а также рекомендации по сопряжению усилий ученых и дипломатов, практиков на благо нашей страны».

    И.М.Майский, драгоман И.Г.Спальвин и сотрудник полпредства Андреев среди японских журналистов и артистов театра «Кабуки» в Токио. 1928 год. Архив РАН.

    Директор РЦНИ Олег Белявский в своем приветствии участникам подчеркнул, что успехи российской науки зачастую предопределены успехами нашей дипломатии: так было во времена дореволюционной России, Советского Союза, так происходит и сейчас. Именно такая роль дипломатии и ее влияние на развитие науки стали решающим фактором при выборе темы этой научно-практической конференции ее организаторами.

    Докладчик наглядно показал, как дипломатия открывала науке новые горизонты: в 1930-х годах, после установления отношений с США, советские индустриальные гиганты Днепрогэс, «Магнитка», тракторные заводы создавались с американскими технологиями. А в 1970-е годы политика разрядки дала импульс научно-техническому сотрудничеству: появились «Тольят­тиазот», одесский аммиакопровод, система цветного телевидения SECAM. Каждый дипломатический прорыв становился катализатором научно-технического прогресса. «Тогда мы впервые задумались о том, что дипломатия дает гораздо больше науке, чем наука дипломатии. Дипломатия, как дыхание: в спокойные времена не заметна, но в кризисные периоды похолодания (как в мороз) ее присутствие становится очевидным», - образно заключил Белявский.

    Далее он предложил обратить внимание на новейшую российскую внешнюю политику. С начала 1990-х годов, когда американская публичная дипломатия проявлялась в том числе и в сотрудничестве с российскими научными и промышленными организациями, были заключены такие серьезные договоры, как соглашение по модернизации и реконструкции при участии России завода по производству аммиачной селитры в городе Эльдорадо (штат Арканзас, США). Американцами это было оценено по достоинству: в России есть наука, и это не просто какие-то теоретические изыскания, а то, что может быть реализовано на практике.

    Обращаясь к теме конференции, он отметил, что научная дипломатия имеет огромное значение в современном мире. Внимание, которое оказывают руководители российского государства этой проблематике, очень высоко. «В ближайшее время в силу той сильной позиции, которую занимает сейчас российское руководство на международной арене, мы увидим результаты этой деятельности: научное сотрудничество с зарубежными странами будет активизировано, и мы станем свидетелями научных открытий, совершенных при содействии наших прекрасных российских дипломатов», - выразил надежду глава РЦНИ.

    Выступавшими докладчиками был дан исторический обзор взаимодействия российской дипломатии с наукой, представлены уникальные архивные документы, проведен анализ текущего уровня дипломатической поддержки академической и отраслевой науки и международного научного сотрудничества, подчеркнута важность этого сотрудничества для развития страны и укрепления ее положения на международной арене.

    Кирилл Барский, заведующий кафедрой дипломатии МГИМО, осветил роль востоковедов в становлении советской дипломатии 1920-1930-х годов. Он отметил, как созданный в 1921-м Московский институт востоковедения (МИВ) готовил специалистов по семи языковым направлениям для работы на Ближнем и Дальнем Востоке, вводя на старших курсах дипломатическую специализацию. После реорганизации МИВ в 1939 году в Институт восточных языков акцент сместился на подготовку переводчиков и экспертов по региону. Параллельно, как подчеркнул Барский, кадры для восточного направления готовили в Военной академии и созданной в 1934 году Дипломатической школе НКИД. Особую остроту проблеме придавал кадровый голод, усилившийся после репрессий конца 1930-х годов, что делало восточное направление особо приоритетным.

    Алексей Загребин, директор Института этнологии и антропологии РАН, рассказал о важнейших экспедициях института. Особое внимание он уделил Хорезмской архе­олого-этнографической экспедиции (1937-1991), в ходе которой под руководством Сергея Толстова были обнаружены уникальные памятники I-VI веков. Эти исследования, как и современная выставка в «ГЭС-2», стали примером научной дипломатии. Отдельно Загребин отметил работы 1930-х годов: в условиях нарастающей конфронтации с Западом экспедиция Дмитрия Зеленина изучала карелов, что позже легло в основу фундаментального труда Дмитрия Бубриха «Происхождение карельского народа» (1951).

    Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов рассказал об опыте подготовки и проведения зарубежных научных командировок по линии Министерства иностранных дел и выступил с инициативой по усовершенствованию имеющегося инструментария. Также он отметил необходимость сохранения и расширения сложившейся практики участия министра, его заместителей и руководители подразделений в мероприятиях, которые проводятся по линии учебного и научного сообществ.

    Выступавший за ним председатель Ассоциации российских дипломатов Игорь Халевинский рассказал о деятельности возглавляемой им ассоциации, созданной в 1990-х годах, когда стала очевидна необходимость использования мягкой силы, и о работе выдающихся ученых-дипломатов в рамках ассоциации.

    Заместитель заведующего кафедрой дипломатии МГИМО МИД России Роман Райнхардт представил доклад о российской научной диаспоре как инструменте научной дипломатии. По его данным, за рубежом работают 140-160 тысяч российских ученых - от признанных специалистов до молодых исследователей - преимущественно в западных странах, хотя встречаются и в экзотических регионах (например, биохимики в ЮАР).

    Основной проблемой докладчик назвал разобщенность российской научной диаспоры, предложив закрепить понятие «научная диаспора» в законодательстве, разработать четкие критерии отнесения, усилить работу диппредставительств по консолидации ученых и оказывать комплексную поддержку - от профессиональных до бытовых вопросов. «Важно держать двери открытыми для взаимодействия с российскими учеными за рубежом и способствовать их вкладу в развитие отечественной науки», - подчеркнул Райнхардт.

    Надежда Осипова, заместитель директора Архива РАН, представила уникальную коллекцию документов ученых-дипломатов. В собрании хранятся рукописи, переписка, фотографии и дипломатические паспорта выдающихся деятелей советской эпохи. Особое внимание было уделено Ивану Майскому (работал в Японии, Финляндии и Великобритании), Владимиру Потемкину (дипломат во Франции, Турции, Греции и Италии, первый замнаркома иностранных дел), академику Владимиру Хвостову (участник сессий ООН), Владимиру Трухановскому (эксперт по истории Великобритании). Эти материалы представляют значительную ценность для изучения истории отечественной дипломатии.

    Конференция ярко показала, как сегодня переплетаются наука и дипломатия. Посол по особым поручениям МИД России по вопросам «Группы двадцати», АТЭС и Большого Евразийского партнерства Марат Бердыев привел примеры успешного взаимодействия в рамках G20 и АТЭС, где научно-техническое сотрудничество стало одним из ключевых направлений. Особое внимание уделяется прорывным областям - от искусственного интеллекта до «зеленой» энергетики, где российские специалисты активно участвуют в международных рабочих группах. МИД последовательно расширяет вовлечение отечественных ученых в эти перспективные проекты, добиваясь конкретных результатов.

    Директор по международной деятельности Российского энергетического агентства Минэнерго, старшее должностное лицо по энергетике в БРИКС от России Ольга Юдина рассказала о платформе энергетических исследований стран БРИКС. Инициированная Россией в 2018 году платформа объединяет 100 научных организаций по 15 направлениям, выпустив за 5 лет 10 совместных исследований. Ключевыми особенностями платформы являются: уникальная модель взаимодействия науки и госполитики, утверждение исследований на министерском уровне (официальный статус), использование исключительно национальных данных стран-участниц, широкий спектр направлений - от традиционной энергетики до водорода и цифровизации. Проект демонстрирует успешный опыт научной дипломатии в рамках БРИКС.

    Заместитель директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Елена Галактионова проинформировала о деятельности департамента, в функционал которого входят такие направления, как продвижение за рубежом научного сотрудничества, российского образования, молодежного сотрудничества и русского языка, подчеркнула стратегическую важность научной дипломатии в современных международных отношениях. По ее словам, продвижение русского языка за рубежом и поддержка российского образования стали ключевыми инструментами «мягкой силы». Особое внимание уделяется работе с молодыми учеными - от квотного набора иностранных студентов до масштабных мероприятий в «Сириусе».

    В партнерстве с ЮНЕСКО реализуются знаковые инициативы, среди которых - учрежденная Россией премия имени Менделеева, ставшая самой престижной научной наградой организации. Международные фестивали «НАУКА 0+» уже завоевали популярность в Белоруссии, Китае, Узбекистане, на Кубе и в Казахстане, а в этом году впервые пройдут в Бразилии.

    Поддерживаемая департаментом программа «Послы российского образования и науки» позволяет формировать объективный образ страны через лояльных иностранных экспертов. В преддверии 100-летия общественной дипломатии эти проекты приобретают особую актуальность, создавая мосты для международного сотрудничества даже в условиях санкционного давления.

    В завершении конференции организаторами было отмечено, что мероприятие носит практический характер и по его итогам с помощью докладчиков будут сформулированы рекомендации для МИД России и других органов власти по комплексу мер, направленных на улучшение взаимодействия с научным сообществом. Материалы конференции будут опубликованы в специальном выпуске информационного бюллетеня РЦНИ.

    Мария Бактышева

    Обложка: фото Светланы Беляевой

    Многоликая механика
    Человек и нейросети