В радиусе — Сибирь

    В радиусе — Сибирь

    Проблемы регионов требуют комплексных решений.

    Зона ответственности Сибирского отделения РАН - территория в 11 миллионов квадратных километров (от Тюмени до Якутска), где сосредоточено более четверти научного потенциала России - 78 институтов и 62 вуза. С этого слайда начинает доклады председатель СО РАН академик Валентин ПАРМОН (на снимке). Согласитесь, масштаб впечатляет. Знаменитый треугольник Лаврентьева «наука - образование - производство» превратился в тетраэдр СО РАН: добавилась еще одна вершина - региональная власть. Встреча с губернатором Кузбасса, открытие филиала СО РАН в Алтайском крае, выездное заседание президиума отделения в Красноярске - вот далеко не полный список мероприятий последних двух месяцев. О том, что скрывается за этим перечнем, корреспонденту «Поиска» рассказывает глава Сибирского отделения В.Пармон.

    – Валентин Николаевич, региональная политика выходит на первый план в академической повестке дня: на прошлой неделе в Грозном состоялось заседание координационного совета Южной ассоциации научных организаций, работающих под научно-методическим руководством РАН, а Санкт-Петербургское отделение подписало соглашение о сотрудничестве с Ленинградской областью… Насколько я знаю, у Сибирского отделения существенные достижения в этом направлении, вы лидируете во многих начинаниях.

    – Нам и положено: региональные отделения создавались в свое время для решения комплексных задач, в этом их отличие от тематических отделений РАН. Наша зона влияния не ограничивается Сибирским федеральным округом, к СО РАН относятся еще 6 субъектов Российской Федерации: три в Уральском округе, три в Дальневосточном, так исторически сложилось. Главной нашей задачей считаю консолидацию научного потенциала для решения проблем регионов. В последние месяцы у меня череда командировок. В феврале встречались с новым губернатором Кузбасса Ильей Середюком. Актуальная проблема Кемеровской области - кризис угольной отрасли. Надо, не снижая добычи угля, организовать, чтобы он был востребован на месте. А это означает глубокую переработку, и без помощи ученых с такой задачей не справиться. В Кемерове очень хорошие университеты и прекрасный Федеральный исследовательский центр угля и углехимии. Сотрудничество будет укрепляться, многие работы эти организации могут делать вместе. Причем с поддержкой региона. Министр науки и высшего образования Кемеровской области Ирина Ганиева - доктор экономических наук. Так что с правительством Кузбасса мы говорим на одном языке.

    Традиционно тесный контакт и с администрацией Томской области, где профильный вице-губернатор - член-корреспондент РАН Людмила Огородова. Я был в Томске на мероприятиях, посвященных 100-летию основателя Томского Академгородка академика В.Е.Зуева, встречались с губернатором Владимиром Мазуром. Томск - одна из самых заметных точек на карте СО РАН в плане научного потенциала, тем не менее надо укреплять сотрудничество между академическими организациями и университетами. Там прекрасно проработан проект кампуса Большого университета, но он требует расширения участия академических организаций Томска. К тому же Миннауки развивает идею смешанных кампусов, и этот тренд надо использовать.

    Удалось консолидировать научный потенциал Алтайского края. О создании Южно-Сибирского научного центра речь шла давно, еще до реформы 2013 года. Но сегодня в понимании чиновников словосочетание «научный центр» почему-то приобрело негативную коннотацию, что нас беспокоит. В итоге наиболее подходящей оказалась структура филиала, опирающегося на академическое собрание, которое включает специалистов из всех организаций: академических, университетских, производственных. Собрание выбрало руководителем филиала директора Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН члена-корреспондента РАН Сергея Сысолятина, а мы утвердили его назначение. Губернатор Алтайского края заинтересован в сотрудничестве, подчеркивал, что создание филиала - значительный шаг вперед, можно ставить стратегические цели в развитии края с опорой на науку.

    Ближайшая задача - организация научно-производственного кластера в Омской области. Там хорошие инфраструктурные возможности, есть производственные площадки по нефтепереработке и углеродным материалам. Много проблем в Тюменском научном центре, где в один ФИЦ объединили физиков, геологов, историков и аграриев, а нам теперь предлагают навести порядок.
    Очень тесные взаимоотношения и с Иркутской областью, и с Республикой Бурятия. Вокруг Байкала скопилось немало не только научных, но и экономических, и социальных проблем, которые надо решать, не откладывая.

    – А как развивается взаимодействие с родной Новосибирской областью? Программа «Академгородок 2.0» давно на слуху…

    – Здесь есть объективные сложности. Вот у меня на стене новая карта региона. У территории Новосибирского научного центра 7 (!) хозяев. А развиваться надо. Работает координационный совет по развитию ННЦ при губернаторе. Помимо строительства кампуса Новосибирского государственного университета и источника синхротронного излучения поколения 4+ ЦКП «СКИФ» запускаем и другие проекты. Готовим документы по новому центру «БиоКатТех». Это совместный комплекс ФИЦ «Институт катализа СО РАН» и ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» по разработке и производству ферментов и катализаторов. Надеемся на создание инженерно-технологического центра в Институте теплофизики СО РАН.

    Необходимо обеспечить транспортную доступность научного центра, создать рекреационные зоны, расширить Академгородок в сторону наукограда Кольцово за счет строительства микрорайона «СмартСити». Приоритет в развитии - технопарк, с его помощью мы хотим сделать Новосибирскую область центром научного приборостроения. Потенциал к тому есть.

    Главная политическая проблема - субъектность Новосибирского Академгородка. Сегодня его территория - часть Советского района города Новосибирска. Надо хотя бы выделить научный центр с его особой экосистемой в отдельный городской район.

    – Насколько я знаю, региональное сотрудничество Сибирью не ограничивается: только что опубликована масштабная программа Дней науки и культуры Татарстана.

    – Да, раис Татарстана присылает делегацию в 100 человек. Этот формат мы отработали в прошлом году, когда решили провести Дни науки и культуры Узбекистана. В этом году исполняется 125 лет со дня рождения отца-основателя Сибирского отделения академика М.А.Лаврентьева. А родился-то Михаил Алексеевич в Казани. Вот и хороший повод укрепить научные и культурные связи.
    Ведем переговоры о проведении таких дней и с Казахстаном - там под Алма-Атой планируется строительство Академгородка, что подразумевает активное сотрудничество.

    Не могу не упомянуть наши давние крепкие связи с Республикой Беларусь. Для нас это приоритет: многое для взаимодействия сделал один из основателей нашего отделения академик Андрей Трофимук, эстафету принял председатель СО РАН академик Валентин Коптюг. Я тоже стараюсь продолжать эту линию. Удалось, в частности, наладить регулярные контакты Новосибирской области с белорусскими коллегами, будет расширяться взаимодействие по новой технике - производству автомобилей и тракторов. Проработан проект российско-белорусской станции в рамках второй очереди ЦКП «СКИФ». А научное сотрудничество на всех уровнях уже вошло в привычку.

    Но я хотел бы акцентировать внимание на еще одной важной проблеме: нам необходимо восстановить книгообмен. И с Беларусью в том числе. Сегодня он идет очень извилистым путем: мне присылают журналы, я отдаю их копировать для ГПНТБ. Но это вопрос геополитический: хотим сохранить дружеские отношения со странами СНГ - надо обеспечивать их актуальной информацией.

    – Сибирское отделение создавалось с расчетом на исследование, введение в оборот и переработку богатейших природных ресурсов Сибири. Как с этим обстоит дело сегодня?

    – Самая большая гордость сибиряков - мы обеспечили полную импортонезависимость России по катализаторам для производства любых видов моторного топлива. Это разработки ИК СО РАН, которые уже доведены до заводских технологий. Полным ходом идут исследования по переработке возобновляемого сырья, здесь наибольший интерес проявляет «Татнефть», т. е. речь идет о межрегиональном сотрудничестве. В Сибири, как ни странно, большие проблемы с целлюлозой - наши леса идут на убыль. И одна из задач - найти недревесный источник целлюлозы. Серьезный шаг в этом направлении сделал ИЦиГ СО РАН, введя в оборот мискантус - травянистое растение, которое хорошо растет в условиях Сибири и может давать огромное количество целлюлозы. Над созданием технологий производства целлюлозы работают несколько институтов СО РАН. Важно отметить, что у нас сохранилась система Объединенных ученых советов, в которые входят не только члены академии, но и директора институтов (в этом отличие от бюро тематических отделений). Поэтому консорциум для выполнения каких-то работ в любой области создать достаточно просто. Сибирское отделение - единственное в РАН - выступало координатором крупного научного проекта Миннауки РФ. Сейчас готовим новые заявки.

    Мы серьезно озабочены разработкой наших арктических месторождений редких и редкоземельных металлов, которые сегодня у всех на слуху. На территории Сибири два таких месторождения - Чуктукон в Красноярском крае и Томтор непосредственно в Арктической зоне. Наши геологи провели предварительную разведку, бизнес готов начать разработку в любой момент. Проблема одна - отсутствие спроса со стороны российской промышленности. Казалось бы, алюминиево-скандиевые сплавы - основной конструкционный материал для современных самолетов. И наша авиационная отрасль, безусловно, будет развиваться. Но… пока они не готовы ответить на вопрос о потребностях в скандии. А компании не начинают разработку месторождений без ясных перспектив сбыта. Возлагаю большие надежды на сотрудничество с Беларусью - там есть потребители редкоземельных металлов для высокотехнологичной промышленности. Может быть, регулярные контакты помогут стимулировать и развитие сибирских заводов.

    В последнее время много позитивных изменений в РАН, роль ее возрастает на глазах. И все-таки остается проблема координации исследований. Даже при ФАНО взаимодействие шло через профильные координационные советы. Механизмы координации через Миннауки гораздо более громоздкие, что не соответствует задачам нашего непростого времени. Видимо, пришла пора перемен, и надо ставить вопрос о возвращении институтов под крыло академии.

    Беседовала Ольга Колесова

    Обложка: фото Ольги Клименко

    Споем российский гимн
    Тайна чистой воды