В преддверии января

В преддверии января

Что ждать от нового президента США американской науке?

Избрание Дональда Трампа на пост президента США с четырехлетней перспективой пребывания на нем вызвало оживленные комментарии в научном сообществе не только этой страны, но и в мире.

Особенно мрачно многие из них звучат относительно ближайшей перспективы, ожидающей американскую науку. Их в избытке воспроизводят популярные и даже специализированные научные издания, напоминающие о критикуемых научным сообществом мерах, предпринятых Белым домом, когда его хозяином был Трамп. Из наиболее резонансных - сокращение федеральных расходов на НИОКР, снижение статуса Управления по научно-технической политике в президентской администрации, глава которого считается научным советником президента, визовые ограничения, введенные для некоторых категорий посещающих США иностранных ученых, антикитайская охота на ведьм в университетских кампусах. В контексте отношения администрации Трампа к международной повестке наиболее часто ссылаются на такие факты, как выход США из Парижского соглашения по климату за два месяца до истечения срока полномочий администрации Трампа в январе 2021 года, а также прекращение финансирования ВОЗ из-за противоречий по поводу мер борьбы с пандемией COVID-19.

То, какую научную политику Трамп собирается проводить в ближайшие 4 года, остается загадкой, которую он создал своими противоречивыми заявлениями и обещаниями в ходе прошедшей избирательной кампании. Еще более запутывают ситуацию обещания его ближайших союзников, таких как известный противник вакцинации Роберт Кеннеди-младший, миллиардер Илон Маск, консервативный аналитический центр Heritage Foundation, а также боровшиеся за внимание СМИ республиканские кандидаты на одновременно прошедших выборах в штатах и в Конгресс США. Буквально за два дня до голосования (7 ноября 2024 года) спикер Палаты представителей Конгресса США республиканец Майк Джонсон заявил о возможном пересмотре (вплоть до отмены) принятого в августе 2022-го администрацией Байдена Закона о чипах (CHIPS&Science Act), санкционирующего федеральные инвестиции в размере 280 миллиардов долларов в развитие передовых технологий на базе основных государственных научных организаций страны.

Нельзя, однако, игнорировать и тот факт, что паника охватила не всех поголовно в научном сообществе США. Раздаются выступления с призывом сохранять спокойствие, учитывать интересы уважаемого Трампом американского бизнеса, которые обеспечат должную поддержку американской науке, традиционно превышающую ее федеральное финансирование, также как заинтересованность штатов поддерживать хотя бы из престижа расположенные в них федеральные научные центры. Помимо этого, несомненно, будет иметь место некоторая преемственность курса научной политики, проводившейся уходящей администрацией Байдена. В частности, расширение финансирования исследований в области искусственного интеллекта и информационных технологий, призванных не допустить уже обозначившегося, по свидетельству Национального научного совета США, лидерства Китая, что вписывается в антикитайскую повестку Трампа.

Сторонники Трампа во влиятельной Ассоциации американских университетов уже работают над его поствыборной стратегией, призывая, как это сделал старший вице-президент ассоциации Тобин Смит, «просвещать новых членов Конгресса и новых должностных лиц президентской администрации относительно важности работы наших университетов, доказать, почему наши исследования имеют решающее значение для страны, наших экономических интересов, для интересов национальной безопасности, интересов здравоохранения».

Отмечаются и некоторые положительные моменты в заявлениях Трампа, которые он делал в ходе избирательной кампании. Например, часто хваля себя за то, что при нем было запущено государственно-частное партнерство Operation Warp Speed (OWD) с целью налаживания разработки, производства и распространения вакцин против COVID-19. Как и в этом случае, говорит Эрика Гольдман, директор данного проекта в Федерации американских ученых, «другие аспекты науки и инноваций могут получить толчок при Трампе», имея в виду его склонность к проектам с грандиозными целями, сулящим щедрые закупочные контракты, и политически привлекательным.

Краткий обзор вышеобозначенных проблем, вызывающих тревогу научного сообщества, сводится к следующему.

По поводу бюджетной поддержки науки государством.

Трамп часто критиковал отдельные аспекты федерального финансирования исследований, в особенности по тематике климата и возобновляемой энергии. В большинстве комментариев прогнозируется, что республиканский контроль над Конгрессом позволит свернуть бÓльшую часть финансирования посвященных проблемам экологии так называемых зеленых исследований в рамках принятого в 2021 году Закона о снижении инфляции. Ввиду неизбежных, как ожидается, схваток в Конгрессе по поводу бюджетного дефицита и поиска средств его сокращения наиболее вероятной жертвой станут ассигнования на науку. Личным вкладом в эту борьбу Трампа как весьма жесткого руководителя может быть отказ расходовать уже выделенные Конгрессом федеральные средства, в частности, для таких федеральных учреждений, как Национальный научный фонд и Национальные институты здоровья США, которым придется по этому поводу обращаться в суд.

Исследования в области здравоохранения.

Прогнозы по ним являются одной из самых зловещих тем из-за неопределенности роли и полномочий в будущей администрации Трампа антипрививочника Роберта Кеннеди. Проектом Heritage Foundation предусматривается реорганизация Национальных институтов здравоохранения США - крупнейшего в мире государственного спонсора медицинских исследований - путем сокращения числа входящих в него институтов, занимающихся отдельными видами заболеваний. В своих публичных заявлениях Трамп обещал отмену принятого во времена президентства Обамы Закона о реформе национальной системы здравоохранения и защиты пациентов (так называемого Obamacare). Вместе с тем американская фармацевтическая промышленность остается крайне заинтересованной в государственных расходах на здравоохранение, особенно в области фундаментальной науки, экономящих частные инвестиции.

Исследования в области климата и нетрадиционной энергетики.

Трамп неоднократно, особенно в начале избирательной кампании, высмеивал политику администрации Байдена по поддержке работ в области возобновляемых источников энергии и выделения средств на климатические исследования, отмену выхода США из Парижского соглашения. Он неоднократно одобрял добычу ископаемого топлива. Однако в процессе борьбы за голоса избирателей ему пришлось несколько приглушить подобные заявления, особенно с учетом присоединения к его команде Илона Маска с его проектом массового выпуска электромобилей Tesla. Показательным станет итог участия США в проходящей в Баку 29-й Конференции ООН по климату, где обсуждается вопрос размера и уровня обязательств, которые развитые страны возьмут на себя в порядке помощи бедным странам в преодолении неблагоприятных последствий климатических изменений, каков будет вклад США в «общий котел» ООН.

Искусственный интеллект и цифровые исследования.

До последнего времени в США на уровне политических элит отсутствует консенсус относительно последовательного курса государственной политики в области ИИ, хотя в ЕС уже принят закон, регулирующий разработки и использование новых технологий в этой области. Ожидается, что Трамп позволит отрасли регулировать саму себя и свободу для инноваций, а также, как полагают эксперты вашингтонского аналитического центра Atlantic Council, «выступит за подход, ориентированный на США, стремясь к победе в гонке ИИ и установлению независимого доминирования США», что отвечает предостережению из вышедшего в марте 2022 года заявления Национального научного совета США о том, что «каждый упущенный год недостаточного роста инвестиций в научно-технологический потенциал США позволяет нашим глобальным конкурентам угрожать национальной безопасности и экономическому процветанию США».

Александр ШАРОВ, советник администрации РЦНИ

Иллюстрация: photogenica.ru

Физика миграции
Глазами гения