Услуга за услугу?

    Услуга за услугу?

    Традиционную модель научной дипломатии хотят модернизировать.

    Журнал Science недавно опубликовал статью хорошо известных в научном мире авторов В.Турекяна (Vaughan C.Turekian) и П.Глюкмана (Peter Gluckman) под заголовком «Переосмысливание научной дипломатии» (Rewiring science diplomacy). В ней сделана очередная попытка объяснить ставшую очевидной в последние годы несостоятельность ранее сформировавшейся классической «амбициозной», по выражению авторов, модели научной дипломатии. Напомним, она призвана консолидировать мировое научное сообщество на преодоление геополитических барьеров, укрепление доверия между воздвигающими их политиками и государствами на основе принципов многосторонности и интернационализма, получившими признание с окончанием холодной войны и в результате распада СССР.

    Авторы статьи констатируют, что выявившаяся в последние годы несостоятельность отмеченных принципов, обострение геополитического соперничества при сохраняющейся востребованности научной дипломатии указывают на необходимость разработки нового формата взаимодействия в рамках более прагматичной «трансакционной научной дипломатии» (ТНД), переход к которой предполагает деловой подход с акцентом на заключение сделки. Предлагается рассматривать ценность науки не только как инструмента сотрудничества, но и как «валюты переговоров». Научное взаимодействие становится таким образом расчетливым обменом, разменной монетой, а не общественным благом.

    ТНД, по мнению авторов, сама по себе является не вредоносной, а логичной реакцией на растущую фрагментацию многополюсного мира, в котором более богатые по уровню дохода страны диктуют условия партнерства остальным, особенно тем, что расположены на Глобальном Юге. Традиционная модель научной дипломатии начала уступать место отношениям «услуга за услугу», амбициозность - прагматизму. Но эти подходы не взаимоисключающие, они нуждаются в интеграции.

    Стиль научной дипломатии меняется не в первый раз, и ее сегодняшняя модель сочетает в себе амбиции, прагматизм и традиционный подход. Авторы статьи в Science выражают надежду, что трансакционная научная дипломатия необязательно означает конец доверительного сотрудничества или фрагментацию научного взаимодействия. «При разумном управлении она может сосуществовать с другими формами научной дипломатии и даже усиливать их», - утверждают презентующие эту модель авторы.

    Следует отметить, что в экспертном сообществе Запада уже неоднократно предпринимаются попытки подобного переосмысливания традиционной модели научной дипломатии, сформулированной там же два десятка лет тому назад. В эту (всех устраивавшую прежде) модель никак не вписывается «вираж», который страны коллективного Запада, его дипломатия и находящаяся у нее на подхвате формально независимая научная сфера (во всяком случае, ее руководящее звено) демонстрируют в последние годы. Наиболее ярко это проявляется в отношении России, хотя и не ее одной.

    Отдавая должное предельной откровенности, с которой авторы статьи характеризуют ТНД как формат взаимодействия, в котором якобы нуждается современная научная дипломатия, нельзя согласиться с их утверждением об универсальности подобного формата, с тем, что «национальные научные системы перестраиваются для защиты и демонстрации своей мощи» (вопреки никем не оспариваемому взгляду на научное сотрудничество как инструмент мягкой силы).

    Год назад те же авторы приписывали цель такой перестройки только лишь двум странам - США и Китаю (в статье «Научная дипломатия и рост технополисов», в которой подчеркивалась уникальность масштаба созданных в них научных систем). Вряд ли можно также согласиться с противоречивой логикой их утверждения о том, что действующие в мировой практике соглашения о научном сотрудничестве «условны, заключаются ради краткосрочной выгоды» и при этом все чаще направлены «на продвижение национальных интересов». Аналогично не находит подтверждения их тезис о том, что существует «угроза смещения акцентов с вопросов глобального достояния на более узкие, связанные исключительно с национальными интересами». В международной научно-дипломатической практике эти вопросы до сих пор успешно и повсеместно сочетаются.

    Продолжительный опыт отслеживания этой практики, накопленный Российским центром научной информации и его предшественником РФФИ, подтверждает обозначенное выше размывание границ между наукой, политикой и дипломатией.

    Александр ШАРОВ, советник администрации РЦНИ

    Обложка: photogenica.ru

    Смотри за горизонт!
    Гостинцы с Весты