Укрощая горение

    Укрощая горение

    Лауреатом Демидовской премии за создание высокоэнергетических веществ специального назначения стал Юрий Милёхин.

    «Укрощение огня» - так называется художественный фильм 1972 года, в котором впервые была приоткрыта завеса секретности над ракетно-космической отраслью СССР. В многозначное название вложен в том числе и один из главных смыслов труда разработчиков ракетной техники: локализовать огонь, превратить его гигантскую энергию в реальную движущую силу летательного аппарата.

    Этим всю трудовую жизнь занимается Герой Труда России академик Юрий Милёхин - известный российский ученый в области специальной технической химии и технологии твердых ракетных топлив (ТРТ), генеральный конструктор Федерального центра двойных технологий «Союз» (г. Дзержинский Московской области). Блестящие результаты, полученные демидовским лауреатом и его коллегами, реализованные в конкретных образцах вооружения и не только, сегодня известны в нашей стране и за рубежом.

    – Юрий Михайлович, под вашим руководством разработаны новые поколения уникальных ракетных топлив, зарядов ракетных двигателей и энергетических средств пуска, используемых в том числе в ракетных комплексах «Ярс», «Булава», «Сармат», «Кинжал», «Циркон» и других, аналогов которым в мире нет. Что из сделанного в научном плане считаете наиболее существенным?

    Решение задач, над которыми мы работаем, - сложный и трудоемкий процесс, охватывающий многие направления науки и техники в области физики и химии, химической технологии и материаловедения, газодинамики и внутренней баллистики. Но главное, вокруг чего сосредоточена вся работа нашего предприятия, - твердое ракетное топливо, то есть то, что дает ракетам энергию, позволяющую им лететь на заданную дальность, нести необходимую нагрузку и решать боевые задачи.

    В самых общих чертах ТРТ - это полимерная основа, в которой распределены окислители, мощные взрывчатые вещества, катализаторы горения и другие компоненты. Заряд для больших стратегических ракет весит десятки тонн, и надо сделать так, чтобы по всему его объему, в каждой его области была обеспечена равномерность всех свойств материала. Кроме того, топливо и заряд, сохраняя заданную энергетику, должны выдерживать самые разные виды и уровни нагрузок при эксплуатации.

    Для того, чтобы создать такой чрезвычайно сложный наукоемкий материал, необходимо решить большое количество разнообразных научно-технических задач. При этом ТРТ должно обладать свойствами, обеспечивающими высочайшую надежность ракетного двигателя в течение всего срока эксплуатации, а это десятки лет. Процесс создания такого материала даже при сегодняшнем уровне развития теоретических и экспериментальных методов исследования занимает не один год.

    Одновременно разрабатываются технология его производства и технология изготовления заряда ракетного двигателя на его основе, обладающая высокой степенью автоматизации. Важнейший принцип работы нашего предприятия, идеология которого была заложена его основателем дважды Героем Социалистического Труда академиком Борисом Петровичем Жуковым, - комплексный научный подход к решаемым задачам.

    У нас налажен практически полный цикл создания ТРТ и зарядов из него - от разработки исходных компонентов, топлив и зарядов, технологий их производства до испытаний модельных и натурных двигателей и передачи «упакованных» двигателей для установки на ракеты. Наш опыт показывает, что оптимального результата можно добиться только тогда, когда весь цикл создания изделий и управление таким процессом сосредоточены в одних руках.

    Хочу подчеркнуть, что Демидовская премия, присужденная мне, и все, о чем я говорю, - это результат работы огромного числа специалистов предприятия. Этого результата, безусловно, не было бы без теснейшего взаимодействия с академическими учреждениями, ведь в основе нашей работы лежит фундаментальная наука. Мы сотрудничаем с десятками институтов РАН по всей России, так что по большому счету это наша общая награда.

    – Занимаясь технологиями двойного назначения, ваше предприятие обеспечивает создание принципиально новой наукоемкой гражданской продукции. Какой именно?

    – Действительно, на базе технологий, используемых для создания оружия, на основе компонентов ТРТ мы решали и решаем многие другие задачи. Например, мы были пионерами в России и не только в разработке технологии так называемого вытеснительного пожаротушения, принцип которого, сходный с принципом работы ракетного двигателя, заключается в том, чтобы с помощью газогенератора создавать определенное давление и вытеснять пожаротушащую жидкость или другое вещество, с высокой скоростью подавая его на определенное расстояние.

    Мы создали такие системы «под вертолет» для тушения лесных пожаров, добившись, чтобы струя доходила до любого очага горения. Наши «вытеснительные» технологии позволили провести успешные испытания уникальных (думаю, что таких нет ни у кого в мире) систем тушения крупных нефтеналивных емкостей от пяти до двадцати тысяч кубометров. В этом направлении мы работаем вместе с Научно-исследовательским институтом противопожарной обороны МЧС России.

    – Сегодня Россия - признанный лидер в области специальной технической химии, разработки и производства ТРТ. Каковы здесь перспективы и как сохранять лидерство?

    – Советский Союз вышел на передовые позиции в создании твердых ракетных топлив, прежде всего смесевых, начиная с 1970-х годов, когда в Институте органической химии АН СССР (ныне - ИОХ РАН им. Н.Д.Зелинского) синтезировали бесхлорный окислитель, получивший название АДНА. Развернутые работы по созданию топлив на его основе, а также достижения других институтов позволили в короткие сроки создать самое высокоэнергетическое для того времени ТРТ. С тех пор в этой области мы реально впереди планеты всей. Но в этом направлении ни в коем случае нельзя останавливаться, иначе очень быстро догонят.

    Сегодня в этой сфере мощно развивается Китай, не говоря о США: у них хорошие достижения, великолепно оборудованные лаборатории, прекрасные специалисты, подготовленные в лучших вузах мира. Семимильными шагами идут вперед наши партнеры в Индии. Поэтому нам необходимо сегодня не просто поддерживать уровень, но двигаться с опережением. А для этого нужны кад­ры, вопрос подготовки которых следует решать кардинально.

    На нашем предприятии вот уже несколько лет работает базовая кафедра тепловых процессов физико-технического факультета Томского госуниверситета, мы тесно сотрудничаем с Российским химико-технологическим университетом им. Д.И.Менделеева, но этого недостаточно.

    К сожалению, многие профильные для нашей отрасли кафедры в других ведущих вузах в постсоветское время исчезли, тогда как в свете задач, решаемых сегодня государством, они жизненно необходимы. Нам нужны специалисты именно высшей квалификации, с широким кругозором, сочетающие и химическое, и конструкторское, и технологическое базовое образование. Только они смогут развивать на достойном уровне направление специальной технической химии по созданию твердых ракетных топлив. Надеюсь, эта проблема будет решена.

    Беседовал Андрей ПОНИЗОВКИН

    Обложка: фото Сергея Новикова

    На разрыв научной парадигмы
    Исцелить каждого ребенка