Характер воспитывают семья, учитель да традиции Родины.
В декабре Тула вспоминала земляков, вставших вместе с армейскими частями на пути гитлеровских войск, рвавшихся к Москве в 1941 году. Среди тех героев были и студенты с преподавателями Тульского механического института (ныне - Тульского госуниверситета). Они не дрогнули даже тогда, когда фашисты почти замкнули кольцо окружения вокруг города. Что заставило их стоять насмерть? Жили скудно, лишений хватало, вооружены ополченцы эти были невесть как, но не пропустили они армаду немцев к столице своей страны. Почему? Приказа отступать не было? Да его, сдается, и не могло быть, ведь в традициях туляков, столетия назад поселившихся у засечной черты, оборонять Отечество. Этому нелегкому ремеслу из поколения в поколение учили в семьях, школах, на заводах и предприятиях. Именно там зародился один из центров производства оружия страны. Сегодня, думая о том времени, ищешь ответ, почему они смогли выстоять, а по столицам других стран через считаные дни после нападения немцы уже шли парадным маршем? Что надо делать, чтобы наши дети и внуки не растеряли силу и стойкость предков? С такими мыслями я вошла в кабинет ректора Тульского государственного университета доктора технических наук Олега КРАВЧЕНКО.
– Олег Александрович, ваш вуз входит в тридцатку крупнейших альма-матер страны. Обучающихся - около 20 тысяч. В этом году у него юбилей - 95 лет. Но чем он отличен от ровесников-университетов?
– Во-первых, рискну предположить, что ТулГУ и больше лет. Смотря как считать. За последние полтора десятка лет в состав университета влились несколько знаменитых местных колледжей. Так вот один из них - Тульский автомеханический колледж транспортного строительства - был создан как профессиональное учебное заведение в 1879 году. Так что родословная наша богатая.
Во-вторых, в Тульской области 56% кадров с высшим образованием подготовлены коллективом наших преподавателей. А если учесть, что 58,8% валового регионального продукта области обеспечивает обрабатывающая промышленность высокого технологического передела (по стране в среднем - 16%), то учат здесь серьезно сложным наукам: машиностроению, автомобилестроению, даже металлургии. 51% подготовки у нас - по инженерным направлениям, включая IT-специалистов. В машиностроении закрываем потребности региона в инженерах на 90%. Да и химия четыре года как стала зоной нашего внимания.
– После того, как вы возглавили ТулГУ? Я помню вас проректором по науке Южно-Российского государственного политехнического университета им. Платова. Там космос и химия в почете…
– Дело в том, как сейчас обучают химии не столько в аудиториях, даже не за лабораторным столом, а на производстве. Раньше готовил специалистов для этой отрасли в регионе Новомосковский институт РХТУ им. Д.И.Менделеева. Теперь в ТулГУ уже три года есть магистратура по подготовке химиков-технологов. Мы взаимодействуем с Объединенной химической компанией «Щекиноазот». В результате удалось не только более чем вдвое поднять прием на классическую химию, но и аккредитовать новое направление - «Химическая технология». Это логично, потому что в программе «Приоритет-2030» мы отвечаем за развитие композитов инженерного предназначения.
– О, тогда вам для занятий нужны экструдеры, ректификационные колонны, промышленные смесители…
– Вот мы этим оборудованием и обзаводились четыре года, тщательно все продумывая. А накопив и освоив базу, набрали группу магистров-технологов для нужд компании «Щекиноазот». Это те, кто уже трудится на их производстве или планирует перейти туда по окончании курса. Им интересны программы, связанные с аддитивными технологиями, фотоникой, оптоинформатикой. Плюс открыли курс по управлению и автоматизации производств в робототехнике и критических системах. Коллеги из других вузов заметили наши новации.

Гости из УлГУ. Фото предоставлено ТулГУ
– Так не в первый раз! Когда в начале 1990-х годов тут взялись готовить врачей, многие этому, мягко говоря, удивились.
– До сих пор рассказывают, как непросто было после развала Советского Союза организовать преподавание лечебного дела в техуниверситете. Но здесь с давних времен работали сильные кафедры биофизики, биотехнологии, химии. Добавили латинский язык, физиологию, патофизиологию, анатомию, пропедевтику внутренних болезней… Сейчас видно, как это было смело и прозорливо! Тогда по всей стране не хватало медиков, и ныне в Тульской области 60% врачей - с нашими дипломами. Министр здравоохранения области и главврачи ряда клиник - тоже наши выпускники. Спасибо коллегам из Рязанского медуниверситета, Первого меда им. Сеченова - помогли советами. А сейчас уже с нашим опытом приезжают коллеги знакомиться. Недавно вот принимали гостей из Ульяновского госуниверситета. Чем можем поделиться? Будучи опорным вузом региона, мы обсуждали возможности Медицинского клинического центра, что создан у нас в том числе и для обучения медиков. Три года назад нас регион попросил открыть педиатрию. Мы подготовились и открыли. Сейчас они составляют 18% набора в вузе. Бóльшая часть - 75% - целевики. Все набраны в интересах учреждений здравоохранения, в первую очередь, конечно, для Тульской области. Заранее с Минздравом просчитываем потребности, сколько каких врачей надо в какую больницу. Целевой набор абсолютно открытый. В некоторых местах на него возник конкурс. Я рад тому, что мы набираем адресно и предметно. В этом году открыли ординатуру по офтальмологии.
– Вы рады, а студенты?
– Так большинство из них из этих же краев. В Москву да Питер все не уедут, а область выпускникам-целевикам дает компенсационные выплаты на переезд, обустройство и обеспечивает жильем. Они родом с этой земли, знают ее плюсы и минусы. Не белоручки - еще студентами подрабатывают на скорых и в медучреждениях, знают, как действовать в экстремальных ситуациях. Летом был случай в Алексинском районе: лось выбежал на трассу. Легковушка всмятку, трое в салоне с тяжелыми травмами. Рядом оказался автобус с нашими студентами - возвращались со спортбазы.
Остановились, оказали первую помощь, передали пострадавших приехавшей скорой. Кстати, помогали и россияне, и иностранные студенты. Их у нас около тысячи человек из 70 стран. Учатся больше на медиков, но предлагаем широкую палитру специальностей, в том числе юриспруденцию, социологию, политологию, а также строительство, архитектуру и дизайн. Всего 189 программ подготовки.
– На какие специальности ректор больше всего опирается?
– На те, что связаны с инженерным обучением в интересах оборонно-промышленного комплекса, и на медицину. И там, и там нет места для компромиссов в качестве подготовки. Это наш принцип. Все время надо искать, где кто реализует лучшие практики, перенимать их, серьезно развивать исследования, в том числе фундаментальные. Хорошо, что, когда есть шанс подать на грант Российского научного фонда, область всегда поддерживает. Там же проект финансирует наполовину Фонд, наполовину- регион. Плюс в области есть программа мегагрантов, когда, как с РНФ, половину средств дает регион, половину - заинтересованное предприятие. Мы выиграли такой пятилетний грант: в год 15 миллионов рублей получаем от области, по 15 - от отраслевиков, которые формируют тематику. С нас спрос за научную составляющую проекта.
Ну, и правительство области платит стипендии лучшим аспирантам - где-то по 20 тысяч руб-лей в месяц получают четыре десятка наших будущих ученых. Но и мы, когда область просит, скажем, провести какое-то исследование или экспертизу, откликаемся.
– Компетенций вуза для экспертизы всегда хватает?
– Вуз постоянно развивается - в составе 10 институтов (раньше - факультетов - Прим. ред.). В преподавательском составе всегда есть преемственность. В Туле знают силу наставничества. Мы и для университета активизировали целевую подготовку аспирантов по тем направлениям, где есть нехватка преподавателей. Целевик-аспирант, выучившись, защитившись, должен на кафедре ТулГУ отработать минимум 3 года. Вместе они делают коллектив кафедр устойчивым к вызовам, умеющим говорить с конструкторами и производственниками на одном языке.
– Это вы про оборонку?
– В нашем регионе есть два головных производителя систем вооружения. Это Конструкторское бюро приборостроения им. А.Г.Шипунова и АО «НПО “Сплав” им. А.Н.Ганичева». Обучающиеся прямо на территории этих предприятий решают и будут дальше решать сложные задачи, становясь инженерами. Так прописано в нашей Программе развития до 2036 года. Мы ее в сентябре рассмотрели на заседании Попечительского совета, прошедшем в госкорпорации «Ростех». Для их же производств кадры готовим. Плюс у нас в Попечительском совете губернатор Тульской области Дмитрий Вячеславович Миляев. И еще в обсуждении планов участвовали руководители двух холдингов - «Технодинамика» и «Высокоточные комплексы». Вместе обсуждали, как обеспечить инфраструктуру - здания, сооружения, необходимые для обучения, - какую предпочесть проблематику научных исследований и как обеспечить кадровое сопровождение задуманного. Мы находимся недалеко от Москвы, выпускники заглядываются на столицу. Задача - удержать в Тульской области хороших ребят.
Нет, кто-то уедет точно - крепостного права в стране нет - но взаимодействие с серьезными предприятиями, занимающимися разработками на переднем фронте науки, дает студентам шанс еще в процессе обучения пройти там практику. А в КБП толковых быстро замечают. В Туле у них точно есть достойное будущее.
Мы сделали ставку и на новое в магистратуре. Раньше она была, скорее, образовательная, теперь - научная. В области химии, биотехнологии, искусственного интеллекта, сейчас вот вместе с РАН биологию добавляем. Многие ребята начинают путь исследователей еще в специальных молодежных научных лабораториях. Они поддержаны в рамках научно-образовательного центра (НОЦ) вуза. Там под руководством молодых кандидатов наук магистры включаются в реальные проекты. Результат? Добрая половина группы магистров потом поступает в аспирантуру, а остальные находят себя в аналитических лабораториях предприятий. То есть лекции в такой магистратуре - малая часть, а основное время отдано пробе сил в науке - с реальными наставниками. Совсем другой - неаудиторный - формат взаимодействия. Идею такой организации подсмотрел в институтах РАН, где ученый «заряжает» нового сотрудника интересом поиска. В научную магистратуру сейчас идут осознанно на два года исследовательской повестки.
И еще одно направление, в котором у нас получается кое-что сделать, - это технологическая магистратура по композиционным материалам. Туда мы берем людей с разными бакалаврскими компетенциями, чтобы они обучались создавать новые полимерные структуры «под задачу». Потому там в группе и химики, и машиностроители, и математики, и расчетчики, а занимаются с ними по единой программе, чтобы получить специалиста, способного наладить производство необходимых стране композитных изделий и конструкций.
– Ну, когда еще станет ясно, на что они способны…
– Уже есть заказы от сторонних организаций, с которыми выстраивается, в том числе и благодаря этому направлению, долговременное взаимодействие. В целом работа по созданию НТЦ «Композитная долина» очень перспективна. В стране подобных строится всего 13. В Туле под наш НТЦ уже выделена земля, начались снос старых строений и подготовка к сооружению исследовательских лабораторий. Нам предстоит выучить системного специалиста, лидера.
– Кстати, а как учите, очно или больше онлайн?
– Когда в эпидемию ковида только и остался онлайн, все вдруг ощутили: при очном обучении кроме слов на лекциях что-то еще передается студентам - настрой на командное взаимодействие, без которого инженера не вырастить. Гаджеты - благо, но они замыкают человека в себе. Мы офлайн и онлайн пытаемся совмещать. У нас есть образование, которое требует посещения лабораторий вузов, цехов и КБ предприятий, но есть и курсы, которые ребята могут много раз послушать в Сети, если требуется, проверить усвоение тестами с элементами дистанционных технологий. По основным фундаментальным дисциплинам мы собрали блоки записей лучших лекций, методические материалы. Если что из курса пропустил, можешь восполнить. Знания - богатство вуза.
– Если бы университет имел безразмерный кошелек, что бы приобрели сейчас? Общежитие расширили, бассейн вырыли?
– У нас в Программе развития есть проект, для реализации которого мы готовы участвовать в конкурсе и получить от Минобрнауки средства на строительство объектов под инженерные и медико-биологические направления. В области инженерии это прежде всего технологии робототехники, современные производственные технологии и средства производства, новые материалы, в первую очередь композиционные, системы управления движением и навигация. В области биомедицины это молекулярная биология, персонализированные протоколы лечения с учетом генетического развития, медицина спорта. Много ли у нас будет денег, мало ли - этим будем заниматься. И, конечно, передовой инженерной школой.
Беседовала Елизавета ПОНАРИНА
Обложка: Валентин Анаников и Олег Кравченко. Фото предоставлено ТулГУ


