Технологии, наука и образование объединяют Россию и Китай.
Ноябрь ознаменовался активной серией российско-китайских правительственных контактов, определивших положительную динамику партнерства двух стран.
В первых числах месяца в Пекине прошло заседание Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, состоялся двухдневный визит в Китай председателя Правительства России Михаила Мишустина. В рамках визита прошли встречи с премьером Государственного совета КНР Ли Цяном и председателем КНР Си Цзиньпином, по итогам которых было подписано пятнадцать документов и достигнута договоренность о совместном противодействии санкциям.
На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов проанализировал достигнутые договоренности и обозначил перспективные направления сотрудничества.
По словам эксперта, несмотря на сложную международную обстановку, обе страны демонстрируют твердую приверженность курсу на углубление сотрудничества. Политический диалог сохраняет стабильность, а в экономической сфере наблюдается важный переход от сырьевой модели к более технологичным отраслям. Главными драйверами торгово-экономического сотрудничества России и Китая становятся несырьевой неэнергетический экспорт, сфера туризма и инвестиции.
Важным направлением, определяющим будущее двусторонних отношений, Маслов назвал взаимодействие в области искусственного интеллекта. Создание российско-китайского экспертного совета по ИИ полностью соответствует стремлению Китая развивать «Цифровой Шелковый путь» и создавать собственные технологические стандарты. Показательным стал визит М.Мишустина в Ханчжоу - штаб-квартиру компании Alibaba, где уровень внедрения искусственного интеллекта в повседневные операции достигает колоссальных масштабов. От обработки запросов в торговых и страховых компаниях до аналитики - везде задействованы передовые технологии.
Помимо известных разработок, таких как DeepSeek, в КНР, по словам специалиста, существует целый «зоопарк» различных моделей, получающих активную государственную поддержку. Для России особенно ценно сотрудничество с ведущими китайскими разработчиками, учитывая недавний прорыв - создание Китаем собственных микрочипов и плат, способных генерировать модели ИИ и противостоять давлению со стороны американской технологической компании Nvidia.
Такое партнерство имеет практическое значение для обеих стран, испытывающих нехватку квалифицированных кадров. «Искусственный интеллект призван не увольнять людей, а замещать их там, где их не хватает», - подчеркнул директор ИСАА. Эта задача особенно актуальна в условиях старения населения в Китае и демографических вызовов в России. Китайский подход к ИИ предельно прагматичен. Вместо того чтобы гнаться за созданием универсального «творческого» искусственного интеллекта, как это делают во многих странах, китайские компании и государство фокусируются на узкоспециализированных системах, которые уже сегодня оптимизируют логистику, диагностируют болезни или управляют финансовыми рисками.
На фоне этого активно развивается и несырьевой экспорт. Отвечая на вопрос о перспективных товарах, А.Маслов подробно остановился на том, что именно ценят в Китае из российских продуктов. Помимо сладостей и шоколада, которые в большом количестве представлены на китайских электронных площадках, успешно поставляется мясная продукция - как обработанная, так и охлажденное мясо. Особой популярностью, по словам эксперта, пользуется живой российский краб, который высоко ценится на китайском рынке.
Также среди товаров с большим потенциалом Маслов выделил российскую косметику. Целый ряд российских компаний уже вышел на китайский рынок и работает весьма успешно. Российская косметика, позиционирующаяся как органически чистая, конкурирует в премиум-сегменте с популярной в Китае корейской и японской продукцией.
Еще одним прорывом можно считать фармацевтическую отрасль. «Несмотря на распространенное мнение, что все ключевые компоненты для лекарств производятся в Китае и Индии, Россия обладает собственным рядом разработок, - отметил А.Маслов. - Несколько наших биофармацевтических компаний уже закрепились на китайском рынке, и это пример высокотехнологичного сотрудничества».
Не менее перспективным выглядит и научно-образовательное направление. А.Маслов подробно остановился на работе совместного Российско-Китайского университета в Шэньчжэне, созданного МГУ им. М.В.Ломоносова и Пекинским политехническим институтом. «На его базе есть несколько лабораторий, и это своего рода стартовые площадки для будущих прорывных проектов», - сказал он.
Еще одной областью для совместных исследований является Арктика, интерес к которой со стороны Китая продолжает расти. Однако, по словам Маслова, российским научным учреждениям часто не хватает опыта в продвижении таких проектов. Для успешной работы необходима целенаправленная подготовка ученых для сотрудничества с китайскими коллегами.
Отдельно эксперт коснулся одного из главных страхов иностранных компаний и ученых - защиты интеллектуальной собственности. Он опроверг распространенный миф о том, что Китай - это «правовой вакуум», где любую разработку немедленно скопируют. «Главная ошибка - это не оформлять ничего официально, надеясь на авось. Современное китайское законодательство в этой области работает очень эффективно, но оно требует от вас инициативы. Если вы с самого начала патентуете свою технологию, то система обеспечит ее защиту», - пояснил директор ИСАА МГУ.
Большую роль во взаимодействии двух стран А.Маслов отвел академическим обменам. Цифры говорят сами за себя: в Китае сейчас учатся более 20 тысяч российских студентов, а в России - почти 40 тысяч китайских. «Это колоссальный прорыв», - констатировал он, вспомнив, что еще несколько лет назад планы по увеличению обмена до 100 тысяч человек казались нереалистичными. Сегодня же стоит задача иного рода: отправлять студентов не только для изучения языка, но и для получения востребованных специальностей. «Это искусственный интеллект, технологии, юриспруденция, менеджмент, то есть те области, где нам надо сотрудничать», - пояснил Маслов.
Подводя итог, эксперт отметил, что Россия и Китай в сложной текущей ситуации находят возможности работать по крайне актуальным направлениям. Ожидается, что в рамках ближайших заседаний БРИКС и ШОС будут подниматься вопросы искусственного интеллекта и «Цифрового Шелкового пути» и важно, что Россия активно включается в эту работу. Технологии, наука и образование становятся теми «точками сборки», которые определяют будущее двусторонних отношений на долгие годы вперед.
Светлана Беляева
Обложка: government.ru


