Связующие страну

    Связующие страну

    Президент РАН рассказал, как ученые готовят проекты высокоскоростных магистралей.

    В Колонном зале Дома союзов состоялось заседание итоговой коллегии Министерства транспорта Российской Федерации. Ее участники обсудили результаты труда работников отрасли, цели и задачи на 2025 год, планы развития на перспективу.

    Заместитель председателя правительства Виталий Савель­ев остановился на некоторых итогах 2024 года. Завершен второй и уже стартовал третий этап развития Восточного полигона железных дорог. Достигнут целевой параметр провозной способности по контрольным сечениям в объеме 180 миллионов тонн. Начато сооружение первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург, этим летом будут развернуты работы сразу на нескольких участках ВСМ.

    Объем пассажирских перевозок в гражданской авиации в 2024 году достиг 111,7 миллиона человек. Это на 6% больше, чем в 2023 году. Мощность морских портов в 2024-м составила 1,4 миллиарда тонн. Автопарк беспилотных грузовиков на трассе М-11 уже насчитывает 67 машин, в перспективе текущего года - запуск беспилотных грузовиков на ЦКАД, а в 2026-м - на трассе М-12 «Восток». Проведены модернизация, техническое оснащение и оборудование 85 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

    В 2024 году на федеральной дорожной сети Росавтодора введены в эксплуатацию восемь участков обходов общей протяженностью 367,7 км. В том числе построен обход сразу пяти населенных пунктов (Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново) на трассе М-7 «Волга» в Республике Башкортостан.

    Глава Минтранса Роман Старовойт подчеркнул, что прошедший год стал поворотным для транспортного комплекса страны. «Принят ряд судьбоносных для отрасли решений. Утверждены важнейшие комплексные программы, которые во многом определили вектор развития отечественного транспорта. Подготовленные по поручению Президента РФ новые национальные проекты “Эффективная транспортная система” и “Инфраструктура для жизни” уже заработали, определив наши действия на ближайшие шесть лет», - заявил он.

    Президент Российской академии наук Геннадий Красников обозначил актуальные направления работы исследовательских команд при подготовке и реализации проектов высокоскоростных магистралей.

    Геннадий Яковлевич выделил оптимизацию трассирования ВСМ с учетом геологических и климатических особенностей регионов, разработку новых материалов для путевой инфраструктуры, которые обеспечивают долговечность и безопасность при высоких скоростях, создание интеллектуальных систем управления движением, включая предиктивную аналитику для предотвращения аварийных ситуаций, исследования в области аэродинамики и энергоэффективности подвижного состава для снижения эксплуатационных затрат.

    Глава РАН подчеркнул, что устойчивая работа транспортного комплекса страны обес­печивает связанность, доступность и развитие огромной территории в условиях разнообразных природных, климатических и техногенных вызовов.

    – Сегодня как никогда важно объединить усилия науки, государства и бизнеса для решения возникающих задач. Особо отмечу взаимодействие Российской академии наук и Минтранса. Оно выстроено по самому широкому спектру направлений и обязательно с опорой на новейшие достижения фундаментальных и прикладных исследований, - отметил академик.

    По его словам, конструктивное взаимодействие с ведомством происходит на площадках Совета РАН по инновационным проблемам транспорта и логистики, Научного совета РАН «Окружающая среда и транспорт» и других аналогичных структур.

    – Научные структуры, находящиеся под научно-методическим руководством Академии наук, совместно с Российским университетом транспорта ведут экспертное сопровождение такого значимого проекта, как строительство высокоскоростной магистрали «Москва - Санкт-Петербург», проводят совместные исследования по развитию транспортных систем в Арктической зоне, - рассказал Геннадий Яковлевич.

    Он отметил, что исследователями РАН совместно с коллегами достигнуты результаты в области создания интеллектуальных систем управления транспортом, включая технологии машинного обучения и обработки больших данных, создания систем безэкипажного судовождения для внутреннего водного транспорта (работа велась Институтом проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН и Российским университетом транспорта). Исследования Института географии РАН и Геофизического центра РАН позволяют создавать цифровые картографические основы, прог­нозировать влияние космической погоды на инфраструктуру и разрабатывать адаптивные решения для Арктики.

    Леонид АНДРЕЕВ

    Фото Ольги Прудниковой

    А ты попробуй!
    Выходим на новую орбиту?