Как изменит экосистему Байкала строительство ГЭС на Селенге.
Среди задач Академии наук как главного экспертного органа страны особое место занимает сохранение уникальных природных объектов, таких как самое глубокое пресноводное озеро планеты известный всему миру Байкал. Еще в 2002 году в Сибирском отделении РАН был создан Научный совет по проблемам озера Байкал, сейчас его возглавляет председатель СО РАН академик Валентин Пармон. На заседаниях совета регулярно анализируются постановления, имеющие отношение к Байкалу, на основе комплексных научных исследований принимаются рекомендации о регулировании воздействия на экосистему озера. В последние годы к охране Байкала Российская академия наук подключилась всей своей экспертной мощью. И экспертиза сразу вышла на международный уровень: по запросу монгольской стороны всесторонне анализируется проект строительства каскада гидростанций на реке Селенга, крупнейшей из впадающих в озеро Байкал. Работает российско-монгольская комиссия.
– Есть очень важная принципиальная договоренность между правительствами Монголии и Российской Федерации: мы не стремимся ни оправдать, ни закрыть этот проект, мы не анализируем его технико-экономическое обоснование. Мы проводим действительно фундаментальные исследования - оцениваем возможное воздействие строительства ГЭС на Байкал и окружающую экосистему, - подчеркивает заместитель председателя Научного совета СО РАН по Байкалу, директор Института динамики систем и теории управления СО РАН академик Игорь БЫЧКОВ. - История этих исследований длительная и непростая: понятно, что развитие соседней и дружественной страны не может идти без развития энергетики. Еще в 1970-е годы наши энергетики разрабатывали систему теплоэлектроснабжения для Монголии. Строительство электростанций - это всего лишь инструмент, а речь, по сути, должна идти об обновленной энергетической стратегии Монголии, разработанной с учетом комплексного научного обоснования. Понимание такое у монгольской стороны есть, но в силу отсутствия финансирования и сжатых сроков сейчас речь идет только об анализе строительства ГЭС на Селенге и ее притоках, в первую очередь ГЭС «Эгийн-Гол»в силу ее крайней важности для соседнего государства. Надо понимать, что ГЭС «Эгийн-Гол» достаточно удалена от границ с Российской Федерацией, и это также учитывается при расчете возможного ущерба озеру.

Источник: photogenica.ru
Естественным путем
В конце ноября в Монголии соберутся и рабочие, и экспертные группы для оценки первых результатов работы по данному проекту. Монгольская сторона уже передала РАН часть данных - результаты и своих научных исследований, и исследований зарубежных ученых из французских и южнокорейских институтов, которые по заказу Монголии принимали участие в этой работе. На территории России и территории Монголии уже в рамках выполняемого проекта проводились совместные научные экспедиции по изучению водных и наземных экосистем, в первую очередь работали биологи. Привлечение специалистов соседней страны связано с тем, чтобы изучение реки Селенга, протекающей и по российской, и по монгольской территории, шло по единым методикам, с выбором контрольных точек измерений, чтобы собрать комплексную информацию и использовать накопленные ранее знания.
– Когда начинаешь анализировать последствия строительства гидроэлектростанций, выявляются противоречия. Любое строительство ГЭС способствует смягчению гидрологических режимов, поскольку дает возможность удержания паводков или накопления запасов воды в маловодье. Казалось бы, замечательно, учитывая, что еще и электроэнергия вырабатывается. Но река Селенга приносит в Байкал более 50% воды со всего водосборного бассейна. Соответственно, любое изменение гидрологического режима существенно влияет на уровень воды в озере. И речная, прибрежная экосистемы должны будут перестраиваться, - поясняет академик Бычков. - Отдельной научной задачей ставится изучение последствий весеннего половодья в дельте реки Селенга. Когда это половодье промывает дельту, то в озеро смываются и захораниваются песком все накопленные в течение года загрязнения. Что будет происходить с дельтой Селенги при плавном режиме на ГЭС, мы сказать сейчас не можем, вопрос требует отдельного изучения. И в рамках проекта мы уделим этому особое внимание. Благо, научные силы задействованы достаточно большие: 7 российских институтов, включая организации Минприроды, университеты, институты Монгольской академии наук и те учреждения, которые правительство республики создало в рамках дирекции по строительству ГЭС. И основная задача, которую мы ставим вместе с монгольскими коллегами, - максимально повторить естественный гидрологический ход реки Селенга. В частности, предусматривается строительство буферной плотины, которая бы зимой не позволяла сбрасывать больше воды, а перекачивала бы ее обратно. Нужно обеспечить и возможность пропуска большего количества воды весной.
Совместными усилиями
– В рамках проекта созданы два, мне кажется, очень правильных научных коллектива, - считает И.Бычков. - Первый - из высококвалифицированных экспертов, где нашу страну представляют такие известные ученые, как академики Вячеслав Рожнов, Аркадий Тишков, Владимир Семенов, профессор Михаил Болгов и другие видные специалисты. Представители этого коллектива поедут в Монголию для экспертной оценки уже проведенных работ. И второй - рабочие группы, где обмениваются информацией специалисты, которые проводили моделирование, полевые исследования. Они будут анализировать полученные результаты с участием экспертов, а также намечать и корректировать планы дальнейших исследований.
В частности, один из важных моментов, который тоже будет обсуждаться в конце ноября, - привлечение специалистов РАН, прежде всего Института земной коры СО РАН, к уточнению предыдущих исследований о сейсмичности районов возможного строительства ГЭС. Там выделены два разлома, которые требуют дополнительного изучения совместными усилиями, чтобы гарантировать, что проектирование ГЭС будет проведено под соответствующее сейсмическое районирование. Очень не хочется такое предполагать, но мы обязаны просчитать, что случится, если плотина будет разрушена, как хлынувшая водная масса может повлиять на озеро Байкал.
В ходе работы комиссии мы на уровне наших сегодняшних компетенций должны дать ответ на вопрос о том, будет ли воздействие на Байкал после строительства ГЭС допустимым или недопустимым в рамках сегодняшнего экологического состояния. И оба правительства ждут наших рекомендаций: при выполнении каких условий строительство гидроэлектростанций все-таки возможно, какие меры можно принять, чтобы воздействие минимизировать. Или наоборот: строить ни при каких условиях нельзя, поскольку сегодня мы не видим технологических решений тех проблем, которые могут возникнуть после строительства.
Охраняя озеро
Но, конечно, львиную долю экспертной работы специалистов РАН составляет анализ российских проектов, так или иначе связанных с Байкалом.
– Два года назад мы закончили многолетний масштабный научно-исследовательский труд «Влияние изменений уровня воды в озере Байкал на состояние экосистемы озера, определение ущерба объектам экономики и инфраструктуры прибрежной территории Республики Бурятия, Иркутской области в зависимости от уровней озера и сбросов Иркутской ГЭС». В итоге мы вышли на конкретные практические рекомендации - разработан диспетчерский график управления режимами Иркутской ГЭС, - рассказывает Игорь Вячеславович. - Был подготовлен проект постановления Правительства РФ, он прошел все согласования в специально созданной межведомственной комиссии и направлен на согласование в ЮНЕСКО, поскольку Байкал находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рассчитываем, что постановление будет принято в ближайшее время. Мало того что документ научно обоснован, принятые меры позволят, с одной стороны, защитить экосистему озера, а с другой - наладить хозяйственную деятельность. Охраняя природу, мы не должны забывать о том, что нужно делать жизнь населения на берегах Байкала максимально комфортной.
Другая важная работа - поиск технологий ликвидации накопленного ущерба на Солзанском полигоне БЦБК. Завершается первый этап НИР «Выбор оптимальных природоподобных технологических решений для очистки, обезвреживания и рекультивации объекта накопленного вреда окружающей среде полигона “Солзанский” ОАО “Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат”». Головной организацией здесь является химический факультет МГУ, привлечены и многие иркутские институты: СИФИБР, Институт геохимии, наш институт. Уже удалось испытать некоторые технологии в лабораторных условиях.
И, наконец, один из самых свежих проектов - инициированная президентом РАН Г.Я.Красниковым НИР «Управляемые сели». Мы не устаем напоминать об опасности схода селей в районе Солзановского полигона и в южном Прибайкалье вообще. Экспедиции, проведенные в прошлом году, эту опасность подтвердили: селевые массы по рекам Большая и Малая Осиновка накоплены в таком объеме, что достаточно выпадения большого количества осадков в течении двух-трех дней при незначительных сейсмических событиях для их схода. В РАН подготовлено техзадание, которое ставит перед нами задачу не просто изучить накопление селевых масс, смоделировать возможные пути их схождения и вероятность попадания в озеро Байкал, но и предложить технологии разгрузки селевых масс, чтобы снизить тяжесть последствий и, возможно, избежать чрезвычайной ситуации в принципе. Программу безоговорочно поддержали и в Минприроды, и в МЧС.
Ольга Колесова
Обложка: Карта бассейна водосбора р. Селенга с выделением бассейнов проектируемых ГЭС в Монголии, их водохранилищ и площадей водосбора. Источник: sbras.ru


