Сопутствующий ущерб

    Сопутствующий ущерб

    В науке США ожидаются потери.

    Обостряется ситуация в научном секторе США, вызванная объявленным администрацией Трампа сокращением и замораживанием бюджетного финансирования ряда государственных учреждений и организаций. Выражается это не только в свертывании многих долговременных и запланированных исследовательских проектов и программ, но и в начавшемся массовом сокращении научных сотрудников.

    В текущем финансовом году общие расходы на финансирование федеральных учреждений, осуществляющих грантовую поддержку и проводящих научные исследования и разработки (НИОКР), составят около 193 миллиардов долларов. Эта цифра на 3,5% ниже по сравнению с показателем предыдущего года.

    В дальнейшем ожидаются более масштабные сокращения, и затронут они главным образом «непроизводительные» административные расходы в этой сфере. Из них на государственные НИОКР приходится около 20%. Согласно данным опроса, проведенного Национальным центром статистики науки и техники Национального научного фонда США (NSF NCSES), в 2022 году проекты, выполненные в 470 исследовательских подразделениях федеральных учреждений (в том числе Министерства обороны, Национального космического агентства, Службы сельскохозяйственных исследований, Национальных институтов здравоохранения, Национального научного фонда, Агентства по охране окружающей среды), обошлись в 35 миллиардов долларов.

    И это информация только о фактических расходах, которыми обеспечиваются исследования внутри страны. Финансирование из федерального бюджета других научных структур, таких как Национальные лаборатории, которые управляются неправительственными организациями (главным образом университетами), сюда не входят. О размерах этих средств может говорить, например, недавно объявленная отмена федерального гранта на сумму 400 миллионов долларов Колумбийскому университету.

    Не вдаваясь в анализ мотивации планируемых и уже осуществленных сокращений и приостановок федеральных расходов (в случае с Колумбийским университетом - обвинение его администрации в антисемитизме, замораживание финансирования университета Пенсильвании из-за поддержки трансгендерных спортсменов), интерес представляет реакция со стороны научного сообщества США на такой разворот политики. Ее пытается обобщить журнал Nature, обвинявший лично Трампа в «нападении на науку» и призывающий ученых страны вместе с глобальным научным сообществом «противостоять этой атаке».

    Мировое научное сообщество упомянуто не случайно, поскольку сокращение федеральных расходов затрагивает обязательства США по участию в ряде международных программ, в том числе по линии ООН, Всемирной организации здравоохранения, Парижского соглашения по климату, а также финансируемых в рамках упраздненного агентства USAid.

    Широко освещаемые американскими и зарубежными СМИ протестные выступления и демонстрации в США, выходящие на них десятки тысяч научных работников, сотрудников госучреждений и университетов, пока никак не влияют на решимость администрации Белого дома коренным образом реформировать научную систему страны в соответствии с видением ее предназначения и приоритетов.

    Как отмечает популярное научное издание Science Adviser, многие из опрошенных участников протестных акций считают, что администрация Трампа не нацелена на конкретные исследования. По мнению генерального директора, крупнейшего американского научного сообщества AAAS Судипа Париха, приводимого тем же изданием, «наука, похоже, является сопутствующим ущербом от таких усилий».

    Несмотря на то, что основная часть увольняемых и сокращаемых приходится на административных сотрудников государственных научных учреждений, немалое число пострадавших составят и научные сотрудники, не говоря уже о лишающихся грантовой поддержки государства постдоках. Сокращение финансирования со стороны государства побуждает университеты приостанавливать найм новых сотрудников, вводить ограничения на проведение научных мероприятий, командировки, устанавливать мораторий на повышение заработной платы и ограничивать прием аспирантов.

    Прогнозируются заметное сокращение самой высокой в мире общей численности научных кадров в США, оцениваемой сегодня в 1 миллион 170 тысяч человек, и начало их утечки из страны, беспрецедентной в ее истории! Как хорошо известно, именно США всегда служили основным местом притяжения ученых-эмигрантов, прием и оформление которых на работу считались большой привилегией.

    На ситуацию оперативно отреагировали в Европе, традиционно считающейся основным поставщиком «научных мозгов» в США. Как недавно писал об этом выходящий в Брюсселе информационный бюллетень Science/Business, «органы финансирования исследований ЕС думают о том, как приветствовать американских ученых и европейских экспатриантов, которые, возможно, ищут более благоприятное место для работы».

    В отдельных странах ЕС идет обсуждение возможных «премий за репатриацию» и расширение программ по привлечению американских ученых. Президент Европейского исследовательского совета (ERC) Мария Лептин, выступила 19 февраля в Европарламенте с призывом предоставить убежище для американских исследователей, чье финансирование и академическая свобода оказались под угрозой, под обещание «не извлекать выгоду из несчастий наших коллег».

    С ней согласен директор Европейской федерации академий естественных и гуманитарных наук Маттиас Йоханнсен, который также призвал к сдержанности: «Мы должны соблюдать осторожный баланс, приветствуя исследователей со всего мира, не эксплуатируя при этом необоснованно проблемы, с которыми сталкиваются коллеги за рубежом в конкурентной борьбе за таланты». Меры по привлечению исследователей из США также рассматриваются Еврокомиссией. Отвечающая в ней за исследования и инновации Екатерина Захариева сообщила на том же заседании депутатов Европарламента, что для таких случаев рассматривается возможность создания специального «паспорта для науки». Обоснованием при этом служит также необходимость восполнения дефицита научных кадров в странах ЕС, оцениваемого в 2 миллиона специалистов.

    Отдельные университеты и НИИ Франции и Бельгии, а также Австралии и Канады уже развертывают такую работу за свой счет, однако большинство университетов Европы, испытывая дефицит финансирования, не может принять у себя всех увольняемых и увольняющихся научных работников из США, желающих переехать за границу. Поэтому появляются прогнозы их ухода из науки, а значит, и потерь численности американских научных кадров.

    Ужесточение требований к деятелям науки США со стороны финансирующих их федеральных ведомств начинает сказываться и на их сотрудничестве с зарубежными коллегами в рамках совместных исследовательских проектов.

    Достоянием СМИ стала информация из университетов Голландии и Австралии о том, что американские партнеры, ссылаясь на требования финансирующей их международные проекты Геологической службы США, условием продолжения сотрудничества ставят заполнение специальной анкеты. Ответы на вопросы должны гарантировать, что партнеры не нарушают установки, введенные администрацией Трампа относительно ее политики в вопросах изменения климата, разнообразия и инклюзивности, злонамеренного влияния Китая, борьбы с преследованием христиан.

    Таким образом, карта основных маршрутов глобальной миграции «научных мозгов» может пополниться еще одним - из США, которые начнут поставлять их в другие страны в порядке как реэкспорта, так и экспорта. Это будет иметь последствия и в виде перемещения научных школ, центров инновационной активности из Америки в другие страны, ослабления активности научной дипломатии США, которая явно не в приоритете у нынешней президентской администрации.

    Особого внимания заслуживает ситуация с достаточно многочисленной российской научной диаспорой в этой стране. Отмеченные перемены следует принять во внимание, выстраивая новые и восстанавливая свернутые за последние годы российско-американские научные связи и учитывая, что нынешнее руководство США демонстрирует особое видение места и роли своей страны в современном мире.

    Александр ШАРОВ, советник администрации РЦНИ

    Иллюстрация: photogenica.ru

    Капля в море
    Продлевающий жизнь