В Осетии чтят память легендарной женщины-матери.
Удивительные женщины, которые «в горящую избу войдут и коня на скаку остановят», живут не только «в русских селениях», как писал Николай Некрасов, но и в горных аулах Кавказа.
Об одной из таких легендарных личностей, образ которой через века пронесла народная память, рассказывает другая замечательная женщина, наша современница, видный кавказовед, директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева Владикавказского научного центра РАН (СОИГСИ ВНЦ РАН) доктор исторических наук Залина КАНУКОВА.
XIV век ознаменовался для Кавказа ужасающими нашествиями сначала татаро-монгольских полчищ, затем войск «железного хромца» Тимура. В 1395 году войско Тамерлана начало свой поход на Золотую Орду против последнего чингизида Тохтамыша.
Кавказ оказался в эпицентре этого противостояния. Армия Тохтамыша потерпела жестокое поражение, а победитель начал уничтожать как остатки проигравших, так и местные народы.
Эти трагические события нашли отражение в фольклорных произведениях. В том числе и осетинских.
Так, сохранилась историко-героическая песня «Задалески Нана» (в переводе - «Задалеская мать») о подвиге женщины-спасительницы, которая, собрав осиротевших детей из разоренных поселений, укрыла их в горной пещере. Вырастила, воспитала и таким образом сохранила аланский/осетинский народ.
В песне представлены две враждебные силы: несметные полки Тимура и мирные люди, защищавшие свои земли, свои города и села, свою честь.
Кровавый дождь, кровавый дождь
Над Тапан Дигорией,
над Тапан Дигорией.
От волков Ахсак-Тимура
с железными пастями
До последнего человека
хоть и сражаются,
Но погибли до единого дигорцы.
Оставшиеся женщины и мужчины
Все уведены в плен, уведены в плен.
Так погибли тапан дигорцы, лишились потомства.
Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети
На пепелище, на черной золе.
По словам средневекового историка, жестокость врага была настолько чудовищной, что «живые завидовали мертвым». Несмотря на свой трагический характер, «Задалески Нана» проникнута глубоким оптимизмом, особенно во второй части, рассказывающей о судьбе чудом оставшихся в живых осиротевших детях и единственной женщине, спасшей их. Она не растерялась, нашла в себе силы и мужество, собрала на пепелище осиротевших изможденных детей, увела далеко в горы в безопасное место, днем и ночью оберегала их от врагов и хищных зверей, кормила плодами растений. Дети окрепли, выросли, создали свои семьи. От них, по утверждению певца, пошли нынешние села Тапан Дигории.
Но оказалась, на счастье народа,
Женщина на свете,
Сирот собрала,
подобно стаду овечек,
Ночью и днем сторожила их
от дикого зверя и недруга.
С плоскости - в лес,
из леса - на поляну,
В сторону Дигорского перевала повернула,
Через Цагат перешла и с детьми
В Задалеске поселилась.
Плодами растений стала
их кормить,
Стала их кормить.
Когда выросли они, окрепли,
Села основали…
В песне реальное историческое событие изображается гиперболически, как это свойственно героическому эпосу. Использование этого художественного приема дает возможность певцу ярче показать трагедию, которую пережил народ. Выросшие дети не забыли свою спасительницу. Они воздали должное ее подвигу:
Когда выросли они, окрепли они,
Села обосновали.
Свою общую мать,
Задалескую Нану,
С почестями, со славой похоронили
Около Задалеска в пещере Морга.
В песне ярко проявляются черты осетинского фольклорного стиля - на всем протяжении произведения слушатель ощущает присутствие автора: то взволнованного внезапным нападением сильного, безжалостного врага, то восхищенного подвигом мужественно сражающихся воинов, то скорбящего, глубоко переживающего гибель жителей Тапан Дигории, то опечаленного участью оставшихся в живых беззащитных женщин и детей, угнанных в плен, то оптимистичного, уверенного в возрождении своего народа.
И в наши дни песня популярна среди народа. Ее героиня - символ отваги, мудрости - возведена в ранг святых покровителей местности.
Была ли она реально существовавшим лицом? На этот вопрос нет однозначного ответа. Специалисты считают образ Задалески Нана собирательным. Но вот что интересно.
Нашествие Тимура вызвало массовую миграцию в горы, необходимость спасения осиротевших детей в разных районах.
Наиболее ярко образ героической женщины вошел в культуру жителей Ирафского района современной Северной Осетии - Алании. В селении Задалеск она обрела ореол святости. Современные жители Дигорского ущелья, где произошли описываемые в песне кровавые события, воспринимают эту женщину как реальную историческую личность. Ежегодно в конце июня на месте предполагаемого захоронения Задалески Нана собираются жители не только Дигории, но и других районов.
Событие, оставившее глубокий след в народной памяти, нашло отражение в современных музейных практиках, сакрализации памятного места - пещеры, в которой вместе со спасенными детьми жила Задалеская Нана. Здесь сегодня теперь дом-музей.
Полтора года назад, 28 июля 2023 года, с целью увековечения уникального исторического факта героического подвига женщины-аланки подписан Указ главы Республики Северная Осетия - Алания «О празднике Задалески Нана». Он учрежден как национальный и посвящен женщине-матери как символу жизни, света, мира и бесконечной добродетели.
Задалеская Нана воплощает в своем лице образы множества других женщин из разных уголков Осетии, оставшихся безымянными, но совершивших тот же подвиг - подвиг жизни и любви.
Сегодня общественность республики ставит вопрос об установке памятника Задалески Нана в центре Владикавказа, рассматривая его не только как дань исторической памяти народа, но и как фактор консолидации общества.
Станислав ФИОЛЕТОВ
Фото Залины Кануковой


