О подвиге сибирских ученых в годы Великой Отечественной войны вспоминают их ученики и историки.
К 80-летию Победы в издательстве Сибирского отделения РАН выходит книга «Великая Отечественная война. Наука и Победа». В подготовке издания приняли участие выдающиеся историки СО РАН, а также ученики лейтенантов и генералов «сибирского научного полка», о которых идет речь. Сегодня мы публикуем отрывки из книги.
Неумолимое течение времени все более отдаляет нас от 9 мая 1945 года, дня нашей Великой Победы. Прошло 80 лет с того момента, как советский солдат поставил точку в самой кровопролитной из войн, которые когда-либо знало человечество, водрузив Красное знамя Победы над поверженным Рейхстагом. В 1941-1945 годы Сибирь и Урал превратились в гигантский военно-промышленный комплекс, в мощнейшую базу для производства оружия, техники, снаряжения и продовольствия. Самым крупным центром оборонки в регионе стал Новосибирск. С первых месяцев боевых действий объем продукции военной промышленности Западной Сибири увеличился в 27 раз. Сибирь поставляла фронту почти все виды боеприпасов и вооружения. В столице региона выпускали, в числе прочего, снаряды для знаменитых «Катюш», а Чкаловский авиационный завод произвел за годы войны более 15 тысяч самолетов различных типов.
В условиях мобилизации экономики резко возросла роль науки. В первые годы войны в Новосибирск переместили немало научно-исследовательских учреждений из центральной части страны, а в начале 1942 года создан Новосибирский комитет ученых, почетным председателем которого стал академик Сергей Алексеевич Чаплыгин. В то время он работал в одной из лабораторий Центрального аэрогидродинамического института, перебазированной в Новосибирск. Из филиала ЦАГИ со временем вырос один из авторитетнейших НИИ летного профиля в стране - Сибирский научно-исследовательский институт авиации.
Необходимость расширения фундаментальных и прикладных исследований требовала организации координационного научного центра, способного самостоятельно решать актуальные задачи военного времени. Таким научным центром в Западной Сибири стал филиал Академии наук СССР. В октябре 1943 года, в самый разгар войны, было принято решение о его организации в Новосибирске в составе институтов: Горно-геологического, Транспортно-энергетического, Химико-металлургического и Медико-биологического. Первым руководителем ЗСФ АН СССР стал академик А.А.Скочинский - крупный геолог, основатель отечественной научной школы в области рудничной аэрологии. Сразу после войны Александр Александрович был дважды удостоен Сталинской премии, а в 1954-м - звания Героя Социалистического Труда.
Среди приоритетных задач первого в Сибири филиала Академии наук было использование природных ресурсов для обороны страны, поскольку многие источники стратегического сырья оказались на оккупированных врагом территориях. В эту работу активно включились ученые-геологи, среди которых были будущие академики братья Ю.А.Кузнецов и В.А.Кузнецов. Профессор Юрий Алексеевич Кузнецов, изучая полиметаллические месторождения Рудного Алтая, открыл новое крупное месторождение золота, которое сразу было сдано в эксплуатацию. Под руководством профессора Валерия Алексеевича Кузнецова были составлены геологические карты Сибири, имеющие огромное значение для поиска и разработки месторождений стратегически важных полезных ископаемых.
Огромный вклад в изучение и создание системы разработки мощных угольных пластов внес будущий член-корреспондент АН СССР и Герой Социалистического Труда Н.А.Чинакал. Одним из наиболее известных достижений Николая Андреевича стало создание уникальной в мировой технике горных работ первой передвижной крепи (щит Чинакала) и щитовой системы разработки мощных крутопадающих пластов угля. В 1956 году мировая экспертиза включила эту разработку в число 50 важнейших достижений горной науки XX века.
Как известно, Сибирское отделение АН СССР было организовано в 1957 году, однако многие, кто составил в последующем его основу и гордость, в свои молодые годы были активными участниками Великой Отечественной войны, стали кавалерами боевых орденов и медалей. Приведу лишь несколько примеров.
Дмитрий Константинович Беляев с первых месяцев войны и до ее окончания был на фронте, пройдя путь от солдата-пулеметчика до старшего помощника начальника химического отдела армии. День Победы Беляев встретил в Прибалтике опытным офицером в звании майора, а, вернувшись на гражданку, уже в 1950-1960-х годах стал борцом за возрождение отечественной генетики. Его труды в области теории корреляций открыли возможности для непрямого отбора хозяйственно ценных качеств животных. Наиболее известен эксперимент по доместикации лисиц.
С 1958 года Д.К.Беляев возглавил Институт цитологии и генетики СО АН СССР, став одним из крупнейших советских генетиков. Избран действительным членом Академии наук в 1972-м. Среди его многочисленных государственных наград особо отметим боевые - два ордена Отечественной войны II и I степеней и орден Красной Звезды.
С первых дней войны в действующей армии оказалась Валентина Павловна Бисярина. Она воевала на Степном и 2-м Украинском фронтах, занимала должность помощника начальника фронтового лечебного отдела. День Победы майор медицинской службы кавалер ордена Красной Звезды встретила на территории Венгрии. Удивительно, но и на фронте Валентина Павловна занималась наукой. В 1943-м она защитила свою первую диссертацию, а затем вернулась на фронт. После войны В.Бисярина возглавляла кафедру госпитальной педиатрии Омского медицинского института, ведя активную научную и практическую работу. В 1969 году Валентина Павловна, первой из женщин Сибири, была избрана действительным членом Академии медицинских наук СССР, а в 1982-м ей присвоили звание Героя Социалистического Труда. Сотни детей были излечены этой удивительной женщиной!
В 1941-м с последнего госэкзамена в МГУ призвали в действующую армию будущего блестящего физика, академика, основателя Института ядерной физики Г.И.Будкера. В частях ПВО, прикрывавших Дальний Восток, он сделал свое первое изобретение: усовершенствовал систему управления зенитным огнем. Организованный Будкером в 1957 году Институт ядерной физики в Новосибирске превратился в крупнейший ядерно-физический центр страны. Г.Будкер - член президиума СО АН СССР и бюро Отделения ядерной физики АН СССР. Лауреат двух Сталинских, Ленинской и Государственной премий.
Беспримерной по силе духа оказалась жизнь будущего академика М.Г.Воронкова, который с первых дней войны добровольцем вступил в ленинградское ополчение. Его направили в истребительный батальон НКВД охранять город. Попав под бомбежку, Воронков получил тяжелейшую контузию, стоившую ему потери зрения. И, став слепым, этот человек добился удивительных открытий в науке: в эвакуации в Свердловске он удивил преподавателей, обнаружив ранее неизвестные классы органических соединений серы и новые реакции, одной из которых было присвоено его имя. В Сибирском отделении с 1970 года - директор Иркутского института органической химии им. А.Е.Фаворского. Михаил Григорьевич первым начал исследования биологически активных соединений кремня, которые привели к открытию веществ с уникальным действием на живые организмы. Так родилась новая область органической химии.
В 1941 году, после окончания с отличием Второго Московского медицинского института, был призван в армию и отправлен на фронт Е.Н.Мешалкин. В годы войны Евгений Николаевич был врачом-хирургом, прошел всю войну, участвовал в битвах за Москву, Сталинград, сражался на Курской дуге, а День Победы встретил в Чехословакии начальником общехирургической группы. Именно в годы войны Е.Мешалкин прошил два первых шва на сердце солдата, что спасло человеку жизнь. В войну он был награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу». С 1957 года Е.Мешалкин руководил Институтом экспериментальной биологии и медицины СО АН СССР, а в 1965-м создал Институт патологии кровообращения в системе Мин-здрава РСФСР. Клиника Мешалкина и ныне остается одним из известнейших кардиологических центров за Уралом.

«Всесоюзный староста» М.И.Калинин вручает в Кремле молодому геологу-нефтянику А.А.Трофимуку орден Ленина и золотую медаль Героя Социалистического Труда, 1944 год. Фото: sbras.info
Важнейшей задачей во время войны было снабжение страны нефтью, служившей основным источником получения горючего для армии. Ситуация с топливом в СССР в войну осложнялась тем, что в связи с временным успехом фашистских войск, дошедших до Волги и Северного Кавказа, было затруднено снабжение советской армии нефтью Азербайджана, в то время основного производителя нефтепродуктов в стране. Работавший в тресте «Востокнефть» будущий академик Андрей Алексеевич Трофимук настаивал на поиске черного золота в породах нового типа - трещиноватых, а не пористых, где нефть всегда находили ранее. И его научный прогноз блестяще оправдался: вблизи башкирской деревни Кинзебулатово в 1943 году из очередной скважины ударил мощный фонтан нефти высотой 40 метров! Это означало 7000 тонн продукта в сутки, в то время как прежние скважины давали лишь по 200-500 тонн. За это открытие А.Трофимук в 1944 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В Сибирском отделении А.Трофимук - организатор и первый директор Института геологии и геофизики. Первооткрыватель трех нефтегазоносных провинций в России - Предуральской, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской - кавалер шести орденов Ленина, дважды лауреат Сталинской премии и лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Михаил Алексеевич Лаврентьев, будущий академик, основатель и первый председатель СО АН СССР, с начала войны стал заниматься решением проблем артиллерии и военно-инженерного дела. Самый крупный его результат в этой области - новая гидродинамическая теория кумуляции и расшифровка принципа действия кумулятивных снарядов. Это позволило создавать высокоэффективные средства борьбы с бронеобъектами.
«Законы пробивания снарядом или пулей различных преград изучались со времен существования артиллерии. Пробивание брони кумулятивным снарядом происходило по каким-то иным законам.
Все основные работы по кумулятивным зарядам были выполнены в Киеве, точнее, в Феофании, где размещалась моя лаборатория по взрывной тематике. Металлические части зарядов изготовлял водитель моей казенной машины Эдик Вирт на токарном станке в гараже АН УССР. Снаряжал и производил опытные взрывы я сам (сначала в овраге ботсада, а позже в лаборатории). Броневые плиты для опытов добывали, вырезая их из трофейных немецких танков в лесах под Киевом. Поиски новых моделей привели к принципиально новой концепции: надо принять, что кумулятивный конус снаряда и пробиваемая броня суть идеально несжимаемые жидкости, тогда в основу расчета можно положить теорию жидких струй.
Благодаря теории кумуляции были созданы надежные методы расчета, предложены новые типы кумулятивных зарядов. В дальнейшем эта теория оказалась приложимой к широкому кругу задач, вплоть до защиты космических кораблей от метеоритов. Через несколько лет работа по теории кумуляции была отмечена Государственной премией», - вспоминал Михаил Алексеевич.
Один из будущих основателей Сибирского отделения АН СССР, выдающийся ученый-механик XX столетия Сергей Алексеевич Христианович, во время войны работал в ЦАГИ, где решал со своими сотрудниками важнейшую задачу совершенствования реактивных снарядов знаменитых «Катюш» - их кучность при залпе удалось улучшить в 5-6 раз! В 1943 году в возрасте 35 лет Сергей Алексеевич избран академиком. За вклад в Победу над фашизмом ученый удостоен двух боевых орденов Отечественной войны I степени. Он шесть раз награждался орденами Ленина и трижды удостаивался Сталинской премии, стал Героем Социалистического Труда.
За эту Победу мы заплатили очень дорогую цену - 27 миллионов жизней наших соотечественников, больше, чем любая страна антигитлеровской коалиции. Все меньше с нами остается ветеранов, участников Великой Отечественной войны, сражавшихся в действующей армии и самоотверженно работавших в тылу. Однако с каждым годом все более значима для нашего народа эта Великая Победа.
Вячеслав МОЛОДИН, академик РАН, советник директора Института археологии и этнографии СО РАН
Обложка: И.В.Титков. Новосибирск. «Возвращение с Победой». Источник: conf.icgbio.ru


