История атомохода-легенды.
В этом году Российская академия наук празднует 300-летие, атомная промышленность - 80-летие. РАН - в определенном смысле мать Росатома, шутят сами атомщики: Лаборатория №2, с которой начиналась отрасль, была создана при АН СССР.
Уже в первые послевоенные годы в умах советских ученых возникла дерзкая мысль: направить чудовищную силу атома на служение человеку. Символическим актом рождения мирного атома стал пуск первой в мире атомной электростанции - Обнинской. Параллельно с энергетикой зрело и другое уникальное направление - создание атомного ледокольного флота, ставшее одним из самых смелых проектов XX века. Решение о его формировании принималось не только в правительственных кабинетах, но и в академических институтах, где шли фундаментальные исследования по ядерной энергетике.
Академия наук СССР сыграла ключевую роль в разработке теоретических основ и практических решений, без которых атомные ледоколы не появились бы на свет. Академики Игорь Курчатов, Анатолий Александров, Александр Лейпунский, Лев Арцимович со своими коллективами обеспечили уникальное сочетание компактности, надежности и безопасности судовых ядерных установок. Академические институты вели исследования по радиационной защите экипажей, долговечности материалов, теплофизике и гидродинамике.
История советского атомного флота началась с легендарного ледокола «Ленин».
К началу 1950-х годов Арктика оставалась труднопроходимой: караваны судов застревали во льдах, доставка грузов по Северному морскому пути зависела от капризов природы. Покорители Севера мечтали о корабле, которому не страшны километры льда и который не зависит от запасов угля или нефти. Ученые и кораблестроители убедили руководство страны, что идеальной энергетикой для такого судна станет атомная.
Работы были проведены в рекордно короткие сроки. В 1953 году Совет министров СССР принял судьбоносное решение о строительстве ледокола с ядерной установкой, а уже через два с лишним года был готов проект первого в мире надводного судна на ядерной тяге. Ведущие физики-ядерщики, кораблестроители и металлурги решали уникальную задачу: реактор должен был быть надежным, безопасным и работать в экстремально холодных условиях. Курчатов и Александров курировали проект от имени атомной науки, отстаивая ключевые решения - от конструкции реакторов до систем защиты. Судно длиной 134 метра и водоизмещением 16 тысяч тонн получило три ядерных реактора ОК-150, способных работать без дозаправки более года.
Строительство атомного первопроходца началось в 1956 году на Балтийском заводе под грифом «совершенно секретно» - проект сравнивали по значимости с запуском спутника. Создание атомохода ознаменовало настоящую революцию в судостроении. Использование атомной энергии потребовало пересмотра всех привычных технологий судостроения. В строительстве участвовали более 500 предприятий, около 30 НИИ и 60 КБ.
Корабелы нередко применяли нестандартные решения. Так, важным новшеством стало внедрение автоматической и полуавтоматической сварки нержавеющей стали.
Ледокол строился в период хрущевской оттепели. «Он будет ломать не только льды океана, но и льды холодной войны», - провозгласил глава государства. Наблюдать за сборкой атомного гиганта приглашали иностранных гостей, в том числе высокопоставленных. На борту «Ленина» побывали вице-премьер Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.

Труд выдающихся ученых - академиков Сергея Вавилова, Абрама Иоффе, Петра Капицы, Игоря Курчатова, Мстислава Келдыша, Игоря Тамма и многих других - позволил в 1949 году создать ядерное оружие, а уже через пять лет - перейти к мирному использованию атомной энергии: в 1954 году построена первая в мире АЭС - в Обнинске, в 1959-м введен в эксплуатацию первый атомный ледокол «Ленин».
В декабре 1957 года «Ленина» впервые спустили на воду. Еще через два года судно прошло полный цикл ходовых и ледовых испытаний, в процессе которых были выявлены и устранены обнаружившиеся неполадки. Летом 1959-го судно вышло в море для первой арктической навигации. Мир вступил в новую эпоху - эпоху мирного атома на воде.
Для обслуживания и ремонта первого атомохода и судов следующего поколения типа «Арктика», решение о создании которых правительство приняло в марте 1968 года, была построена специальная база под Мурманском. Сегодня это гигантское предприятие ФГУП «Атомфлот», объединяющее атомный флот и береговую инфраструктуру его обслуживания и входящее в госкопорацию «Росатом».
За годы службы первенец российского атомного ледокольного флота прошел сотни тысяч морских миль и провел через льды тысячи судов. Он стал школой для целого поколения полярных моряков и инженеров.
Эксплуатация столь сложного технологического комплекса, как атомоход, конечно, не могла проходить без эксцессов. Наиболее серьезные поломки произошли через десять лет после спуска ледокола на воду. В процессе их устранения кораблю заменили «сердце». Повреждение одного из реакторов, утечка в системе охлаждения, необходимость для ее локализации пробить биологическую защиту из бетона и металла - все это привело к принятию решения о демонтаже реакторного отсека путем подрыва кумулятивными зарядами. Это была непростая операция, учитывая вес и габариты «выгружаемого» оборудования. Она была проведена над местом захоронения у Новой Земли. Расчеты специалистов оказались правильными, демонтаж прошел по плану. Судно отбуксировали в порт, восстановили днище, заменили ректоры.
Во время многих рейсов «Ленина» велись океанографические, ледовые и геофизические наблюдения, отбор проб воды и донных отложений, проверка новых навигационных и радиационных методов, эксплуатационный мониторинг. Научные программы обеспечивали институты Академии наук СССР, занимавшиеся Арктикой, океанологией, атомной энергетикой.
Для советских граждан ледокол стал символом технологического лидерства страны. На нем регулярно проводились экскурсии для школьников и студентов. Репортажи о переходах по Северному морскому пути выходили в центральной прессе и киножурналах.
«Ленин» показывали иностранным делегациям как доказательство первенства СССР в атомной энергетике. На его борту побывали Улоф Пальме, Жак-Ив Кусто, представители множества стран. Корабль посещали Никита Хрущев и Юрий Гагарин. По воспоминаниям экипажа, иностранные гости интересовались как ядерной установкой, так и бытовыми условиями для команды, которые считались по тем временам образцовыми.
Когда корпус судна истончился от многолетнего трения о лед, «Ленина» вывели из эксплуатации и поставили на вечную стоянку в Мурманске. Это случилось в 1989 году. А в 2005-м он был переоборудован в корабль-музей. Сегодня это объект культурного наследия федерального значения и памятник эпохи. Он напоминает посетителям, что смелая идея и союз науки с промышленностью способны менять карту мира.
Атомоход «Ленин» стал предтечей целой армады российских ледоколов, благодаря которым Северный морской путь превращается в мощную транспортную артерию XXI века.
Надежда Волчкова
Обложка: https://www.rosatomflot.ru


