Академику Михаилу Пиотровскому - 80.
Иногда цифры выразительнее слов, но без слов, знаете ли, тоже не обойтись. Государственному Эрмитажу - сокровищнице мировой культуры - исполнилось 260 лет. Сегодня Эрмитаж, основанный волею Екатерины Великой в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, - это более трех миллионов произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, памятников археологии, нумизматики, образцов оружия - с каменного века до наших дней. За минувший год его посетили 3,3 миллиона человек, из них 25% - бесплатно, а еще 10% - по льготам, которых становится все больше. Каждый в среднем провел в музее 2,5 часа и сделал 5 тысяч шагов…
Более 32 лет музей возглавляет академик РАН и Российской академии художеств Михаил Борисович Пиотровский. За годы его директорства музей решительно шагнул за пределы Зимнего дворца - обосновался в здании Главного штаба, благодаря чему Дворцовая площадь становится частью музейного ансамбля, творческой лабораторией, обрел мощное открытое фондохранилище в «Старой Деревне», где создается уже новый Эрмитаж в интерьерах нового Санкт-Петербурга. Ведутся ремонтно-реставрационные работы в историческом здании Биржи - там предполагается разместить Музей геральдики. Благодаря спутникам и выставочным центрам появились свои Эрмитажи и в других городах. Это целый мир, который строится под руководством ученого-востоковеда Михаила Пиотровского, неустанно рассказывающего о нем с телеэкрана, с газетных и книжных страниц, в университетских лекциях.
Кажется, он знает Эрмитаж как родной дом: его отец академик Борис Борисович Пиотровский был директором Эрмитажа с 1964-го по 1990 годы, и сын буквально вырос в Зимнем дворце, впитал его ауру. В любом случае, трудно назвать ученого его калибра, которой уделял бы такое внимание просветительству.
В нашей подробной беседе («Поиск», №№6-8, 2024) Михаил Борисович еще раз подчеркнул, что Эрмитаж удивительным образом сочетает в себе набор очень значимых функций: памятник русской государственности, музей мировой культуры, историко-архитектурный заповедник, университет, научно-исследовательский институт - такого переплетения, пересечения нет больше нигде. Пиотровский настаивает на уникальности Эрмитажа как особого явления русской культуры и эрмитажной науки как фундамента реставрационной и выставочной деятельности. С недавних пор не допускает даже, чтобы его перечисляли через запятую. Хотя не всем это может понравиться.
Пиотровский - Почетный гражданин Санкт-Петербурга. Это дань признательности города Эрмитажу и его директору. По статистике, миллионы туристов приезжают в северную столицу России, чтобы увидеть белые ночи и посетить Эрмитаж. Музей подарил Санкт-Петербургу свой самый яркий праздник, ставший общегородским. В Дни Эрмитажа (в этом году они прошли с 30 ноября по 12 декабря) и без того насыщенная жизнь главного музея страны уплотняется до предела: открываются новые выставки и постоянные экспозиции, проходят церемонии, концерты, детские конкурсы, подписываются соглашения. События выплеснулись в пространство города: проекция эрмитажных картин на брандмауэрах зданий; мультимедийное шоу на фасадах Главного штаба, финал Всероссийского конкурса современного медиаискусства «Страна СВЕТА-2024»…
Но в этой веренице дней особо выделяются два. Во-первых, 7 декабря - День святой Екатерины, в честь которой была названа при крещении императрица Екатерина Великая. В этот день жители и гости города могли бесплатно посетить все экспозиции музея. В самом Эрмитаже день начался с Божественной литургии в храме Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце. Затем - общее собрание сотрудников, на котором Михаил Пиотровский выступил с символическим отчетом перед основательницей Эрмитажа. Далее - сенсация: мировая премьера концерта до мажор для фортепиано с оркестром, который написал неаполитанец Джованни Паизиелло, придворный композитор Екатерины II, по случаю тезоименитства императрицы. Он прозвучал лишь однажды, два столетия назад, и считался утраченным. Но вот маэстро Кристиан Делизо обнаружил оригинальную партитуру в архиве консерватории Неаполя и восстановил ее. Он же дирижировал исполнившим концерт оркестром Capriccio Italiano в Эрмитажном театре. Это было возвышенно, красиво и динамично.
«Нас упрекают в том, что мы культивируем имперские традиции, - заметил Пиотровский. - Так и есть, потому что Эрмитаж был создан как императорский музей». Попробуйте возразить.
Это было сказано уже в ходе большой пресс-конференции, на которой директор подвел итоги года. И вновь не обойтись без цифр. По всем показателям превышение намеченных планов: 65 выставок вместо привычных 30, те же 30 археологических экспедиций, 30 научных конференций, 40 книг высочайшего эрмитажного уровня, пять защищенных диссертаций.
Я спросил Михаила Борисовича, пробовал ли он подсчитать, сколько его учеников трудится в Эрмитаже? Оказалось, нет, не пробовал, но ясно, что это выпускники родного восточного факультета Санкт-Петербургского университета, где он - деканом, и созданных им новых образовательных форматов - кафедры музейного дела в СПбГУ и Международной школы искусств в Европейском университете Санкт-Петербурга. «В Эрмитаже много научной молодежи, которую вы можете увидеть почти в каждой моей программе на телеканале “Культура”», - уточнил директор и подвел к мысли, что главный ее учитель - сам Эрмитаж, основы его экосистемы, которые он обозначил как матрицы собственного исторического достоинства, патриотизма и хорошего вкуса.
На моей полке несколько книг Михаила Борисовича, часть из них - с дарственными надписями: «Мой Эрмитаж», «Для музеев нет табу», «Хороший тон». Раскрываешь и поражаешься точности и актуальности его размышлений. Их порой исповедальной откровенности: «Я директор Эрмитажа. Горжусь, ценю, дорожу этим званием, но иногда… Хочется в пустыню: ночью смотреть на звезды, слушать, как шуршит песок, наслаждаться советами мудрецов и мечтать быть хорошим востоковедом».
Жду, когда этот ряд пополнит новая книга, написанная им с давним другом Эрмитажа британской журналистской Джеральдин Норман, «Культура как скандал», о настоящих и вымышленных скандалах, сопровождавших музей на протяжении его истории.
Предположу, что Пиотровский не боится скандалов, которыми чревата, например, демонстрация ультрасовременного искусства или авангардное прочтение художественной классики. Он готов полемизировать с оппонентами. Единственное, чего решительно не приемлет, - так это некомпетентной лжи. А ее больше всего в социальных сетях, и директор регулярно тщательно изучает все, что пишут об Эрмитаже. После чего объясняет позицию музея, развенчивает поклепы и обманы. Редкое сочетание академической утонченности и вовлеченности в самые широкие слои социума.
Пиотровский - пожалуй, единственный из директоров учреждений культуры и науки, кто наряду с обычными пресс-конференциями ежегодно - тоже в рамках Дней Эрмитажа - проводит интернет-беседы с блогерами, подписчиками музея. Это онлайн-событие - часть программы по созданию «Небесного Эрмитажа», призванной обеспечить доступ ко всем музейным событиям из любой точки мира. У этой программы появилось подспорье в виде Совета цифровых меценатов - партнеров, содействующих развитию информационных технологий в музее. Участники первой встречи обсудили создание банка объемных цифровых моделей, способы демонстрации первых в стране арт-токенов, отображающих разные этапы реставрации эрмитажных шедевров.
И второй из особых Дней Эрмитажа: 9 декабря в Георгиевском зале Зимнего дворца состоялась церемония в честь Дня святого великомученика Георгия Победоносца - покровителя Эрмитажа. Традиция берет начало 26 ноября 1769 года (9 декабря по новому стилю), в день памяти святого Георгия Победоносца, когда Екатерина II учредила орден Святого Георгия. В 1795 году в ту же дату был освящен Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца, где до 1917 года проходили важнейшие торжественные церемонии. Эрмитаж с 1996 года возродил эту традицию, а с 2007-го вся Россия отмечает 9 декабря День героев Отечества.
И в этот же день Михаил Борисович Пиотровский, стоявший у истоков многих эрмитажных событий и начинаний, от имени Союза музеев России, который он возглавляет более 20 лет, отметил свое 80-летие! Тогда же стало известно, что Президент России Владимир Путин наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
Остается лишь восхищаться тем, что на все эти начинания и продолжения у него хватает физических и духовных сил. Наверное, только ценой таких трудозатрат можно чувствовать свое соответствие Эрмитажу.
Недавно к многочисленным заботам Пиотровского добавилась еще одна. В поздравлении от Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук читаем: «Мы чрезвычайно высоко ценим то, что в самом молодом региональном отделении РАН в городе, где 300 лет назад родилась Академии наук, Вы возглавляете объединенный научный совет по социально-гуманитарным наукам». Если вдуматься: кто еще мог бы его возглавить?!
Аркадий СОСНОВ
Фото Александра Боткова. Государственный Эрмитаж©