Прошлое в лицах

    Прошлое в лицах

    Как антропологи воссоздают облик людей прежних веков.

    Мы знаем из школьных учебников, как выглядели неандертальцы и кроманьонцы, князь Ярослав Мудрый и царь Иван Грозный благодаря работам Михаила Герасимова, выдающегося советского антрополога, археолога и скульптора. Основанная им лаборатория антропологической реконструкции Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН носит теперь его имя, и в этом году ей исполняется 75 лет. Здесь создана самая богатая в мире коллекция научных реконструкций, выполненных по черепам, как исторических лиц, так и рядовых представителей древнего населения нашей страны. Как изменились сегодня методы работы, какие результаты представляют особый интерес? На вопросы «Поиска» отвечает руководитель лаборатории доктор исторических наук Елизавета ВЕСЕЛОВСКАЯ (на снимке).

    – Наш учитель Михаил Михайлович Герасимов разработал довольно сложную методику восстановления лица на основе черепа, которая изложена в его знаменитых трудах и признана во всем мире, - говорит Елизавета Валентиновна. - В то время сведения о толщине лицевых покровов получали на анатомическом материале, то есть измеряли на трупах. Потом появились методы, позволяющие изучать закономерности строения лица на современном населении. В середине прошлого века начали использовать рентген, с начала 1980-х годов - ультразвук, безвредный для человека. Используемые сейчас компьютерные технологии, в том числе магнитно-резонансная томография, позволяют создать полную 3D-модель головы, измерить и описать все признаки, причем как головы, так и черепа. Мы создали банк данных по измерениям толщины мягких тканей в двадцати точках лица на современных группах населения разного происхождения. Теперь мы можем с большей точностью воссоздать прижизненный облик человека по черепу, найденному, например, в ходе археологических раскопок.

    Антропологи измеряют череп, фотографируют в особой программе, позволяющей провести его трехмерное восстановление. Все эти снимки сшиваются в единое четкое объемное изображение, которое служит основой для восстановления облика. Для графической реконструкции мы используем плоскостные изображения черепа в фас и профиль. На них строится контур мягких тканей с помощью усовершенствованной методики. Этот этап называется контурной реконструкцией. То есть получаем картинку, на которой видны контуры черепа и контуры мягких тканей. На контуре черепа строим прижизненный контур головы, потом с помощью рисовального столика переносим контуры головы и некоторые структуры черепа на новый лист, на котором оформляем графическую реконструкцию в виде уже окончательного портрета.

    – Какой метод наиболее точный? Можно ли использовать искусственный интеллект?

    – Я сторонник ручного восстановления облика. Когда у тебя в руках череп, ты можешь увидеть мельчайшие детали, которые подскажут что-то об особенностях внешности, прижизненных индивидуальных деталях лица. Все это достаточно сложно учесть на компьютере. Именно ручной метод дает наиболее верные результаты при восстановлении внешности по черепу. Что касается нейросетей, то пока хороших программ нет. Возможно, это дело будущего.

    Два капитана

    – В преддверии Дня Победы вы рассказали, что в лаборатории восстанавливают облик воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Как и когда возник этот проект, как продвигается и что дает науке?


    – Проект направлен на то, чтобы представить общественности «лица» войны - того молодого поколения, которое положило свои жизни за нас. И это я считаю важным аспектом нашей работы. Сегодня эта тема имеет глубокий смысл и большое значение для патриотического воспитания и актуализации истории.

    А начался проект в 2016 году, когда Александр Резвов, поисковик из отряда «Последний бой», привез нам останки солдата, погибшего под Ржевом, в районе деревни Семеновская. Мы провели тогда подробное исследование, поскольку имели полный скелет.

    По черепу восстановили внешний облик, определили рост. Человек был невысокий. Отсутствие развитого рельефа на костях говорило о том, что он мало занимался физической работой, то есть можно было предположить, что это горожанин.

    Итоги нашего первого опыта и подробные описания воина выложили на сайте института, в соцсети, и после этого к нам стали обращаться поисковики.

    На сегодня мы реконструировали внешность более 40 солдат, установили имена шести человек. И это очень важно, поскольку эти люди вернулись из небытия, не считаются теперь пропавшими без вести.

    Идентификация - особая история. Для этого нужно найти в архивах документы, что в каком-то конкретном месте были захоронены или погибли люди, имена которых известны. Например, упал самолет, и мы знаем состав экипажа.

    Так произошло в случае опознания двух капитанов - Андрея Вдовина и Алексея Громова. Информацию о том, где и когда в Новгородской области был подбит самолет, который был отправлен на захваченную врагом территорию эвакуировать наших разведчиков, нашел в архивах участник поискового движения Алексей Панкратов. Останки привезли в лабораторию. Мы восстановили облик бойцов и отправили А.Панкратову выполненные реконструкции, по которым, он, в свою очередь, опознал одного человека. Прислал нам его фотографию, по которой и удалось идентифицировать А.Вдовина. О месте гибели капитана-связиста А.Громова его современный тезка А.Панкратов также узнал, работая с архивными документами. Он привез нам в лабораторию череп, не сказав, кому он может принадлежать. После того как была выполнена реконструкция, А.Панкратов прислал нам фото, которое не оставило сомнений в принадлежности останков А.Громову.

    Еще одна история связана с останками бойца с сохранившимся медальоном, который отправили в специальный отдел Минобороны, где удалось прочесть неразборчивые строчки. Поисковики связались с родственниками, те прислали фотографию. Этот случай особенно важен для науки, поскольку мы восстановили облик, идентифицировали человека и могли сопоставить реконструкцию с фото: что мы хорошо по черепу предсказали, а над чем еще надо работать.

    В этом году в рамках гранта Российского исторического общества в честь юбилея Победы мы взяли на себя обязательства реконструировать внешность 20 героев. На сайте института вывешены уже 5 портретов солдат, погибших под Ржевом. Возможно, люди, увидев их, смогут сопоставить с семейными архивными фото и узнают кого-то из своих родных.

    Развенчивая мифы

    – На круглом столе в Общественной палате РФ вы представили новый, более реальный облик великого полководца Александра Суворова, восстановленный на основе посмертной маски. Как он создавался, в чем его новизна?

    Фото Николая Степаненкова

    – В свое время я пыталась помочь журналистам, которые снимали фильм к 200-летию перехода А.Суворова через Альпы, определить, как выглядел полководец. Они столкнулись с тем, что портретов множество, а единого образа нет.

    Думала, что быстро справлюсь, но когда стала изучать вопрос, увиденное повергло меня в шок. На одной скульптуре лоб скошенный, покатый, с сильным надбровьем. На одном из портретов - выпуклый, женский, все возможные варианты носа и т. д.

    И я сказала, что на основе этих портретов вообще ничего не могу сказать о внешности А.Суворова.
    Но сохранилась посмертная маска, стала работать с ней, сделала измерения. После смерти ткани лица перераспределяются, и антропологам известно, как. По итогам получился портрет-набросок. И на том дело закончилось.

    А уже в начале 2020-х годов к нам в лабораторию обратилась художница Ольга Калашникова, которая много лет занимается изучением жизни полководца, особенно Швейцарским походом, с просьбой помочь восстановить его облик. Ее поразило множество разных, не похожих один на другой портретов, основанных еще и на неких мифах о полководце как о взбалмошном худосочном старикашке маленького роста и с всклокоченными волосами.

    Но такой растиражированный образ совершенно не вяжется с заслугами этого великого человека.
    Оказалось, что прижизненных портретов совсем немного, да и те под сомнением, поскольку Суворов не любил позировать. Сеансов было мало, а дальше художники дорисовывали и домысливали образ самостоятельно.

    И есть огромное количество портретов, сделанных уже после ухода генералиссимуса из жизни. Их создатели использовали посмертную маску, но зачастую бездумно, напрямую, не делая поправку на то, что это лицо уже неживого человека.

    Реконструкцией облика от лаборатории занялись я и Равиль Марветович Галеев, талантливый специалист, владеющий современными компьютерными методами антропологической реконструкции.

    Мы отсканировали маску, но это только передняя часть лица. А как выглядели темя, затылок? То есть ее надо было дополнить до головы в целом. Для этого использовали череп сына полководца Аркадия, исследовавшийся антропологами. Так что восстановление задней части головы на нашем портрете следует считать несколько условным.

    Что касается лица, мы учли поправки на то, что это посмертная маска. Сделали в компьютере виртуальную 3D-модель, потом распечатали. На основе пластиковой модели головы отлили копию из пластилина, установили на подставку. И уже на этой скульптуре вносили основные правки. Таким образом, где-то добавляя, а где-то уменьшая толщину тканей, восстановили облик, детали лица. Сделанный нами научный портрет служит основой, как говорится, оселком, для исследований, сопоставления и сравнения с любыми другими ранее выполненными изображениями, выявления того, что на них правильно, что нет.

    На основе научного портрета-реконструкции О.Калашникова создала несколько плоскостных портретов полководца в своей авторской технике, а народный художник России Владимир Суровцев - скульптуру в бронзе. Ее выставили в новом Музее А.Суворова в селе Кистыш недалеко от Суздаля, где находилось родовое имение полководца.

    То есть они создали уже художественный образ нашего великого соотечественника.
    Можно с уверенностью сказать, что Александр Васильевич выглядел именно так: спокойно и уверенно, с чувством собственного достоинства. В это легко верится - такой человек мог побеждать, вести за собой тысячи солдат, заражать их своим патриотизмом и верой. Его наука побеждать актуальна и сегодня.

    Хочу добавить, что наш проект не закончен. В результате своих исследований О.Калашникова вышла на скульптурный портрет А.Суворова авторства Дж.Мональди, выполненный в Варшаве, где полководец был губернатором-наместником. Этот портрет находился в Эрмитаже где-то под потолком, его было трудно заметить и рассмотреть. Скульптуру не упоминают даже во многих книгах по иконографии А.Суворова, она малоизвестна. Между тем это реальный прижизненный и один из самых точных портретов, как показало сопоставление с реконструкцией. Главное, что он объемный. Полководцу там порядка 65 лет, это до Швейцарского похода, ссылки и его серьезной болезни, когда он сильно похудел. Этот портрет представляет человека совершенно неистощенного, нормального телосложения, не старого, со своими индивидуальными особенностями. Наложение этой скульптуры и нашего портрета выявило большое сходство: лицо одно и то же.

    Единственное - в области мозговой части на нашем портрете следует немного добавить толщину. У А.Суворова эта часть головы была крупнее, а мы ее делали по голове сына, что не всегда совпадает. Собираемся внести поправки.

    Скифы, славяне

    – Какие еще проекты реализуются в лаборатории?

    – Мы активно сотрудничаем с археологами, ездим в экспедиции, восстанавливаем облик представителей разных культур и народов.

    Сотрудница лаборатории Анна Рассказова провела большую работу по восстановлению внешности жителей Переславля-Залесского. Скоро будет защищать диссертацию по этому региону.

    Ольга Григорьева завершает реконструкцию по черепу архантропа, предка человека, жившего около 2 миллионов лет назад на территории Африки. Одна из моих последних работ - девушка из местного, так называемого варварского, населения, проживавшая в Крыму в первых веках нашей эры.

    Наш совместный проект с Р.Галеевым - восстановление облика скифского царя и его жены, которых нашли на территории Тувы (в Долине царей) в огромном кургане Аржан-2. Они жили во времена железного века, культура скифского круга. Как правило, все курганы грабленые, но в данном случае захоронение оказалось нетронутым, поскольку царя и жену положили не в центре, а сбоку. Все многочисленные обнаруженные при них украшения сделаны из золота. Причем гривна царя явно имела не только эстетическое, но и глубокое информационное значение. Она состоит из четырех сплетенных шнуров, на каждом изображено шествие зверей в определенной последовательности. Жену убили и положили с мужем в могилу. Она тоже богато одета и украшена.
    Скифский царь умер от онкологии, как и знаменитая алтайская леди, внешность которой восстановила сотрудница нашей лаборатории Татьяна Балуева. Молодая женщина в расцвете сил, жившая в IV веке до нашей эры, умерла от рака груди. Уже тогда такие болезни существовали - это установили по гистологии.

    Взгляд со стороны

    В связи со своим юбилеем лаборатория антропологической реконструкции получает поздравления от многих научных и общественных организаций - это ли не свидетельство актуальности ее разработок! По просьбе редакции ее вклад в науку прокомментировала ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, член-корреспондент РАН Мария ДОБРОВОЛЬСКАЯ:

    – Лаборатории, представляющей научную школу М.М.Герасимова уже в нескольких поколениях, всегда удавалось и удается сочетать научную значимость своих исследований с доступностью результатов. Поэтому работы ее сотрудников так востребованы в среде археологов, антропологов, историков, судмедэкспертов, музейных сообществ.

    Антропологические реконструкции выполняют очень важную роль - устраняют кажущуюся непреодолимой преграду между людьми прошлого и современности. Специалисты в этой области - своего рода переводчики с языка прошлого на современный. Как любой перевод, он позволяет приобщиться к недоступной сфере знаний, но обречен на отличие от подлинника.

    Основные перспективы развития антропологической реконструкции как раз и состоят в том, чтобы повышать достоверность методик. С появлением современных томографических методов появилась возможность точно соотносить топографию мягких тканей и костной основы, собирать представительные статистические данные, оценивать достоверность расчетов в реконструкции. Работы в этом направлении, безусловно, повысят достоверность и точность портретов, воссоздающих внешность человека определенного возраста, с определенным типом телосложения.

    Думаю, что, сочетая данные палеопатологии (науки о заболеваемости в обществах прошлого), специалисты смогут вносить коррективы в реконструкции облика человека с учетом его состояния здоровья. В настоящее время развивается актуальное палеогенетическое направление, позволяющее, в частности, реконструировать фенотипические особенности людей (цвет кожи, глаз, цвет и форму волос). Развитие сотрудничества с генетиками позволит обоснованно наделять реконструкции этими важными особенностями. Работа с цифровыми копиями самих черепов и реконструкций позволяет создавать новые морфологические программы, проводить фундаментальные исследования в области морфо-физиологической антропологии. Такая междисциплинарная проблема, как, например, асимметрия лица, связанная, в частности, с мозговой асимметрией, когнитивными особенностями, разработана очень слабо и имеет прекрасную перспективу при широком сотрудничестве представителей различных биологических и гуманитарных наук с участием научной школы М.М.Герасимова.

    Хочется пожелать коллективу успехов и сохранения яркой индивидуальности этого востребованного научного направления!

    Редакция присоединяется к этому пожеланию.

    Татьяна УШАНОВА

    Обложка: фото Николая Степаненкова

    Разглядят Вселенную
    Вместо облучения